Форум ОНУ

Гость


Автор Тема: НАЦИОНАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРТИСТОВ ЦИР  (Прочитано 5710 раз)

Оффлайн Дементьева К.Г.

  • Абитуриент Форума
  • Сообщений: 1
  • Репутация 0
Капіталіна Георгіївна Дементьєва
Одеський національний університет  імені І.І.Мечникова
кафедра соціальної і прикладної психології 
м. Одеса
DKG0904@I.UA   
НАЦИОНАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРТИСТОВ ЦИРКА

В статье рассматриваются национально психологические особенности художественной деятельности артистов цирка, продуктом которой является художественный образ, транслируемый через символы коллективного бессознательного определенной этнической группы, представленный в номере артиста цирка. 
Ключевые слова: артисты цирка, художественный образ, символы коллективного бессознательного, номер.

У статті розглядаються національно психологічні особливості художньої діяльності артистів цирку, продуктом якої є художній образ, що транслюється через символи колективного несвідомого певної етнічної групи, представлений в номері артиста цирку. 
Ключові слова: артисти цирку, художній образ, символи колективного несвідомого, номер.

The psychological features of artistic activity of artists of circus are examined in the article nationally, the product of which is an image, translated through characters of collective unconscious certain ethnic group, presented in the number of artist of circus. 
Key words: artists of circus, image, characters of collective unconscious, number.



Художественная деятельность артистов цирка является одним из старинных видов деятельности в искусстве. Одной из его функций есть передача культурных ценностей в виде зрелища, которое разрешает сделать его доступным для представителей любой социальной группы. Трансляция культурных ценностей передается через художественную деятельность артистов цирка. Неоднозначность понимания художественной деятельности требуют проведения [cenzored]иза развития этой категории, выявление основных подходов в ее разработке и тенденций развития.
В нашей работе художественную деятельность мы определяем как деятельность,  в процессе которой создается и воспринимается  произведение искусства, как процесс, протекающий во времени и в обществе, связанный с определенными средствами деятельности и ее конечными результатами – продуктами этой деятельности, обуславливающейся эстетической природой искусства и эстетическими потребностями человека. Художественная деятельность является центральным звеном художественной культуры, назначение которой – повышать действенность эстетической культуры в развитии общества, культивировать эстетические начала, присущие всем видам человеческой деятельности и имеющие важное значение для ее стимулирования.[2]
 Согласно этнопсихологическому словарю национально психологические особенностями основополагающая категория этнопсихологической науки, призванная выражать главный смысл проявления национальной психики,  а также элементов ее составляющих. Национально психологические особенности личности или этнической группы в полной мере могут проявляться только в деятельности, которая представляет собой систему действий, совершаемых с помощью орудий труда и направленных на удовлетворение материальных и духовных потребностей людей.[7]…
    Исходя из этого, для нас интересным представляется высказывание  Кривцуна О.А., о том, что многосоставность искусства вобрала в себя весь спектр структур исторической психологии человека с особыми формами "сцепления" рационального и безотчетного, архетипического и новаторского. Кристаллизация в творениях искусства невербализуемых моментов психики человека позволяет рассматривать художественные произведения как уникальные "психологические затвердения", В этой связи возможна и обратная процедура: в опоре на материал искусства реконструкция форм психической пластичности человека в истории, наблюдение тенденций эволюции его психики… Все меняющиеся параметры искусства являются знаком не только внутрихудожественной эволюции, но и зеркалом перемен, происходящих в самом человеке, его самочувствии и самопознании....Если поначалу определенную форму художественного продукта вызывает к жизни психическое своеобразие исторического индивида, то затем, многократно транслируясь, художественная форма сама оказывает воздействие как на других индивидов, так и на самого творца [3].
Как отмечает Шкуратов, тело имеет культурно-психологическое качество, это не просто мясо и кости, а носитель опыта, который может разделяться в пространстве и передаваться другим людям, не теряя при этом физической наглядности и вполне ощутимой питательности.[6]
Символическая интерпретация по К.Г. Юнгу помогает обнаружить проявления символов коллективного бессознательного определенной этнической группы, представленные в номере артиста цирка. Кроме того, выбранный метод  позволяет эксплицировать проявление этнических символов, отражающих архетипы определенного народа, которые представляются в художественных образах отдельного номера и выражающие общие закономерности личностных особенностей артистов цирка. 
Образ как субъективный феномен, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной, мыслительной деятельности, представляющий целостное интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные перцептивные категории (пространство, движение, цвет, формы, фактура и т.д.). В образе осознается, в первую очередь, предметное содержание, соответствующее смысловой стороне стоящей перед субъектом задачи.
 Королев А.А. в этом смысле отмечает, социально-исторические (психологические) образы уходят своими корнями в глубокую древность, поддерживаются и транслируются в современность, опосредуясь социокультурными, национальными и религиозными традициями. С помощью образов происходит восстановление (воспроизводство) самой ткани исторического сознания общества с его историей, преданиями, мифами, символами, памятниками.
     Такого разнообразия жанров, как в цирке, пожалуй, не встретишь в других      видах искусства. «Жанр» - слово французское, в переводе означает «род», «вид».[1]
 Сущность каждого циркового жанра раскрывается через номер. Именно в номере концентрируются основные черты жанра. В цирке номером называется художественное произведение, представляющее собой сочетание специально подобранных трюков, исполняемых в определенной последовательности по принципу нарастания их сложности и выразительности. Каждый номер характеризуется не только трюком и композицией, но и своими идейно-творческими задачами, драматургией, специфичной для цирка и выраженной цирковыми средствами, и, наконец, направленностью эмоционального воздействия. Цирковые жанры отличаются друг от друга и по содержанию и по форме. Из видового многообразия необходимо выделить те, которым принадлежит главная роль в формировании циркового искусства и на основе которых вырос современный цирк. К ним относятся: акробатика, клоунада, гимнастика, жонглирование, дрессировка, эквилибристика, атлетика, фокусы [1]. Так, в художественном образе воздушных гимнастов (русские) представлен архетип Дурака, который проявлен в героико-романтической направленности, постановке сверхзадач, преодоление которых зависит не только от уровня физической и психологической подготовки, но и от проявления спонтанности, которой уделяется особое внимание в постановке номера. Также данный архетип проявляется в излишней склонности к необоснованному риску для подтверждения собственной значимости и профессионализма.
Жонглеры отличаются от артистов других жанров своей ловкостью, мгновенной реакцией, скоростью движений, развитым чувством ритма. Характерными особенностями личности являются: уверенность в себе, самоконтроль, высокая эмоциональная устойчивость, высокий уровень мотивации достижении успеха, авторитарность.
В художественном образе жонглеров, относящихся к этнической группе украинцев, представлен архетип Дитя, который выражается в инфантильном поведении (высокая спонтанность, перенос сюжетно-ролевой игры в профессиональную деятельность, демонстрация отсутствия рациональных действий в номере), открытость, использование обыденных предметов в качестве реквизита (фрукты, посуда, удочки, булавы, кольца и т.д.). 
Личностные качества дрессировщика выглядят так: высокая эмоциональная устойчивость, уверенность в себе, независимость, самостоятельность, склонность к риску, самоконтроль, общительность, наблюдательность, внимательность.
В художественном образе можно проследить архетип Матери-Земли и архетип Бога, так как дрессированные животные вызывают чувство восхищения человеком, сумевшим укротить представителей дикой природы.   
Искусство фокусника тонкое и сложное. Успех выступления фокусника зависит не только от изобретательности и оригинальности его трюков, но и от того, насколько он изящно, легко, артистически их доносит к зрителю. Личностные особенности фокусника отличаются особым сценическим вниманием артиста, которое воспитывается каждый день. Оно зависит от умения видеть, наблюдать, изучать жизнь глазом, ухом, сердцем и умом художника, который отбирает в жизни необходимый для его творчества типичный материал, что характерно для архетипа Ловкача. Их мастерство основывается на скорости и сноровке рук и на применении специальной аппаратуры. Отличаются экстраверсией, твердостью характера, авторитарностью.
Эквилибристам присущ высокий уровень контролируемой агрессивности, высокий уровень мотивации в достижении успеха, склонность к риску, твердость характера, эмоциональная устойчивость и самоконтроль.
В представленном узбеками художественном образе был выявлен национальный архетип Плута, который отражает ловкость, находчивость, умение достигать своей цели, склонность к риску, игру на зрителя (манипуляция зрительскими эмоциями, вызов амбивалентных эмоциональных состояний у зрителей от с[cenzored]а к восторгу, от гнева к радости), демонстрация своей силы и совершенности тела и духа.
В клоунском жанре характерны архетип Мудреца, Плута. У клоунов менее всего выражены этнические особенности в художественном образе, т.к. он напрямую общается со зрителем и приспосабливается к его национальным особенностям.   
Для атлетов характерны физическая сила, гармонично развитая мускулатура, они могут снижать интенсивность входного болевого стимула. Высокая эмоциональная устойчивость, твердость характера, самоконтроль. У атлетов русской национальности был выявлен архетип Героя-Защитника, исторически заложенный в былинах, сказаниях русского фольклора.[2]
Таким образом национально психологические особенности художественной деятельности артистов цирка проявляются в доминировании определенного архетипа в продукте художественной деятельности художественном образе.



ЛИТЕРАТУРА
1.   1. Гуревич З.Б. О жанрах советского цирка. М.: Искусство, 1977. – 280 с.
2.   Дементьева К.Г. Психологические особенности художественной          деятельности артистов цирка// Дис…к. психол. наук. ...сп.19.00.01. ...- Одесса. 2011.-164С.
3.   Кривцун О.А. Историческая психология и художественный процесс.
   //Психологический журнал. 1990.№5,
4.   .Теплов Б.М. Заметки психолога при чтении художественной литературы. // Вопросы психологии. 1971.№6.
5.   Хренов Н.А. Массовые реакции на искусство в контексте исторической психологии. //Художественное творчество и психология. М.1991.
6.   Шкуратов В.А. Историческая психология. Ростов-на-Дону. М.1995.
7.   Этнопсихологический словарь. — М.: МПСИ. В.Г. Крысько. 1999.
8.   Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломов а и др.  М., 1983. С. 223