Форум ОНУ

Гость


Автор Тема: Методология и пример использования исторического портрета в качестве орудия псих  (Прочитано 4870 раз)

Оффлайн Вика_т

  • Moderator
  • Абитуриент Форума
  • *****
  • Сообщений: 20
  • Репутация 5
Литература
1.   Арнхейм Рудольф «О природе фотографии» // Психология художественного творчества: Хрестоматия – Минск: Харвест, 2003. - С .254-282
2.   Басин Е.Я. Эстетика и теория  искусства ХХ в., М.: 2005
3.   Белявский И.Г. Историческая психология. – Одесса: ОГУ им. И.И.Мечникова, Одесская городская типография, 1991. – 252 с.
4.   Белявський І.Г., Кишинська А.Н. Сповідь пасинка віку і небагато історичної психології. – Одеса: ОКФА, 1997. – 472 с.
5.   Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. – М.: Флинт-Наука, 1998. – 230 с.
6.   Булгаков Ф. «Коронованные братья императора Наполеона 1 Первого» Исторический вестник, 1885, Т.21  [Электронный ресурс] http://bibliotekar.ru/reprint-38/index.htm
7.   Вильгельм Вундт. Фантазия как основа искусства. Издание т-ва М.О. Вольфа. 1914.
8.   Выготский Л.С Искусство и психо[cenzored]из // Психология художественного творчества: Хрестоматия – Минск: Харвест, 2003. - С. 22-43.
9.   Герменевтический метод в психологии [Электронный ресурс] http://www.psichology.vuzlib.net/book_o015_page_59.html
10.   Джемс У. Психология. М., 1991.стр
11.   Зинченко В.П. Психологические аспекты влияния искусства на человека // Культурно-историческая психология. 2006. №6. –– С.3-21.
12.    Икону срисовали с Наполеона [Электронный ресурс] http://www.izvestia.ru/news/374838
13.    Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий. Тексты //Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. – М.: Издательство МГУ, 1982. – С.74-77.
14.    Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, исправленное издание. – М.: Смысл, 2003. – 487 с
15.    НАПОЛЕОН I Бонапарт (1769-1821) [Электронный ресурс] http://www.napoleon38.narod.ru/biography/napoleon1/spravka.htm
16.    Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
17.   Ницше Ф. Несвоевременные размышления /Пер. с нем. СПб.: Издательская Группа «Азбука-классика», 2009. – 352 с.
18.    Орлов А.Б., ШумскийВ.Б. Две составляющие индивидуальности // Психология индивидуальности: новые модели и концепции. / Под ред. Е.Б.Старовойтенко, В.Д.Шадрикова – М.: Издательство МПСИ, 2009. - С.368-394..
19.    Подшивалкина В. И., Успенский В. Н. «Имидж человека в период расцвета и особенности его отражения в портретном искусстве» // Соціальні технології: актуальні проблеми теорії та практики: міжвузівський зб. наук. праць / ред. кол.: В.П.Бех, К.Ю.Богомаз, Л.Ф.Бурлачук та ін.; гол. Ред. О.Л.Скідін; відп. За вип.. В.І.Подшивалкіна. – Одеса: Астропринт, 2008. – Вип.. 39-40. – С. 64-76.
20.    Розет И.М. Психология фантазии: Эксперим.-теорет. исслед. внутр. закономерностей продуктив. умств. деятельности. Минск, 1991
21.    Розет И.М. Теоретические концепции фантазии // Психология художественного творчества: Хрестоматия – Минск: Харвест, 2003. - С .511-568.
22.    Смурова О.Б. Новый семейный сонник. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004. – 704 с.
23.    Советский энциклопедический словарь /Научно-редакционный совет: А.М.Прохоров (пред.) – М.: «Советская Энциклопедия», 1981. – 1600 с.
24.    Суходеев В. В. Сталин. Военный гений. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. [Электронный ресурс] http://militera.lib.ru/research/suhodeev_vv/01.html
25.    Тарле Е. В. НАПОЛЕОН "Нашествие Наполеона на Россию" [Электронный ресурс]  http://read.newlibrary.ru/read/tarle_e_v_/napoleon__nashestvie_napoleona_na_rossiyu_.html
26.    Успенський В.Н. Отражение высших смыслов смысловой сферы личности в портрете // Актуальні проблеми психології: Психологія обдарованості: Збірник наукових праць / За ред.. С.Д.Максименка та Р.О.Семенової. – Т.6 – Вип.. 4 – Житомир: Вид-во ЖДУ ім.. І.Франка, 2009. С.201 – 216.
27.    Успенский В.Н. Трансляция смыслов в портретном искусстве (на примере исследования смыслов натюрморта в портрете” Міжвузівський збірник наукових праць. Вип. 34 – Одеса: Астропринт, 2007. - С. 273 – 281
28.    Франкл В. Людина в пошуках граничного сенсу. // Гуманістична психологія: Антологія: Навч. посіб. для студ.. вищ. навч. закладів: У 3-х  т. - К.: Унівевситетьське видавництво “Пульсари”, 2001. Том 1: Гуманістичні підходи в західній психології ХХ ст. - С.165-177.
Иллюстрация в Художественной энциклопедии: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/879/Давид

Оффлайн malyar

  • Абитуриент Форума
  • Сообщений: 4
  • Репутация 0
ОБРАЩАЕМ ВАШЕ ВНИМАНИЕ, ЧТО ПО ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЧИНАМ В ВАРИАНТЕ СТАТЬИ, РАЗМЕЩЕННОЙ РАНЕЕ, до 5 марта, БЫЛА ПРОПУЩЕНА ЧАСТЬ ТЕКСТА.
ПРЕДСТАВЛЯЕМ ИСПРАВЛЕННЫЙ (ПОЛНЫЙ) ВАРИАНТ СТАТЬИ




УДК 159.9:/.99
Успенский Владимир Николаевич
Соискатель кафедры социальной и прикладной психологии
Одесского национального университета им. И.И.Мечникова

Методология и пример использования исторического портрета в качестве орудия психологической реконструкции в исторической психологии

Аннотация
В статье приведена разработанная автором методология исследования индивидуально-психологических особенностей и личностных черт людей, живших в прошлом, по портретам, в которых отображены их акме и имидж. В качестве  примера приведен подробный [cenzored]из портрета Наполеона Бонапарта работы Ж.Л.Давида.
Ключевые слова:
орудие психологической реконструкции, портрет-акме, имидж, символ, интерпретация, индивидуально-психологические особенности, личность, высшие смыслы смысловой сферы личности, судьба.

И.Г.Белявский считает актуальной для исторической психологии проблему, относящуюся к возможностям психологической реконструкции прошлого на основании творений искусства. Ссылаясь на А.Н.Леонтьева, он отмечает, что произведение искусства является достоверным орудием психологической реконструкции. Психологическое содержание искусства – это личностно преломленные общественные отношения: эстетические, нравственные, духовные, религиозные, политические и др. На основе [cenzored]иза этих отношений можно исторически верно реконструировать особенности психики [3]

По мнению А.Ричардсона, искусства – это высшие формы коммуникативной деятельности. Формирование нашего духовного опыта происходит с учетом того, что он должен быть сообщен [2]. Отмечая бесс[cenzored]сть понимания искусства как  возможного механизма коммуникации и трансляции личностных смыслов, В.П.Зинченко  подчеркивает большую сложность извлечения смысла, выделения в художественном произведении смыслового ядра [11].  По А.Ричардсону существуют две функции языка в искусстве – эмоциональная и символическая. Символическая связана со смыслами, с передачей информации [2].

Р.Арнхейм отмечает: «…считается, что все, что изображено на картине или рисунке, помещено туда сознательно (курсив – В.У.)» [1, с.279]. Художники часто помещают какие-то детали в картины под воздействием неосознаваемых  мотивов, хотя всегда это происходит под контролем сознания, поэтому с мнением Р.Арнхейма можно согласиться.

О фантазии как основе искусства, о связи фантазии и искусства писали многие, например В.Вундт [7], Л.С.Выготский [8], И.М.Розет [20]. По мнению И.М.Розета, проявление фантазии имеет место как в  искусстве, так и в сновидениях [21]. При этом действуют одни и те же закономерности: сдвиг, сгущение и использование символов. К.Г.Юнг считает, что при толковании сновидений недостаточно каузального подхода. Сновидения имеют предвосхищающий характер.  Символы, по мнению К.Г.Юнга, – это «возможность какого-то еще более широкого, более высокого смысла за пределами нашей сиюминутной способности восприятия и намек на такой смысл» (цит. по [14, с.417]).

Логично предположить, что во время создания картины художник переносит символы, архетипы, образы из подсознания в произведение. Произведения можно толковать в некоторой степени как сны. Примером, подтверждающим эту мысль, является написание одесским художником Б.А.Козаченко картины, увиденной им целиком во сне [27]. Это значит, что в картину перешли из сна и сюжет, и композиция, и образы, и символы. Эта увиденная картина была по сути сном. Написав ее на холсте, художник воплотил в ней все смыслы этого сна. В этом случае истолковать сон и истолковать картину – одно и то же. По нашему мнению, приемы, применяемые для интерпретации смыслов снов, можно применять и для интерпретации картин, Кроме того, понимание  смысла в обоих случаях облегчается избыточностью невербальной информации.

Символ в искусстве является характеристикой художественного образа с точки зрения его осмысленности [23]. Следовательно, смыслы символа включены в художественный образ как в контекст.

Для смыслового [cenzored]иза произведений искусства нами предложен метод интерпретации реализуемый с помощью следующего алгоритма:
- ограничение области значений  символов контекстом первоначально воспринимаемого художественного образа;
- подбор значений отдельных символов, складывающихся в непротиворечивую систему;
- уточнение первоначально воспринимаемого образа с учетом проведенного смыслового [cenzored]иза;
- [cenzored]из смыслов символов, не укладывающихся в общий контекст первоначально воспринимаемого образа [27].

Относительно последних символов мы предположили, что именно в них возможно присутствует  намек на более высокий и широкий смысл за пределами сиюминутной способности восприятия, о чем пишет К.Г.Юнг[14], намек на прошлое или будущее..

Покажем, что данный метод можно использовать для интерпретации исторических портретов с целью постижения индивидуально-пихологических особенностей и личностных черт изображенного человека, получения информации о его прошлом и будущем, о его  судьбе.

Мы берем на себя смелость утверждать, что в результате смыслового [cenzored]иза произведения искусства, в частности портрета,  может быть получена информация, позволяющая судить о фактах в судьбе изображенного человека, не нашедших отражения в изображении.  При этом, мы опираемся на мысль И.Г.Белявского о том, что искусство – «это овеществленный язык психики, в котором отражены человеческие судьбы» [3, с.221].

В качестве примера проведем смысловой [cenzored]из картины Ж.Л.Давида «Бонапарт на перевале Сен Бернар» (1801 г. Мальмезон, Национальный музей, репродукция из журнала Жак Луи Давид /Великие художники: их жизнь, вдохновение и творчество, часть 85). Нами для [cenzored]иза выбран портрет известного человека для того, чтобы можно было сравнить результаты [cenzored]иза с описанием его личности и судьбы в литературе.

Этот портрет императора Наполеона Бонапарта относится к типу исторического портрета – портрета человека, жившего в прошлом. Это парадный портрет, о чем свидетельствуют не только  особенности композиции,  но и размеры картины – 272 х 232 см. Кроме того, это портрет-картина, в которой изображены другие люди и пейзаж. Выбор такого типа портрета подготавливает зрителя к восприятию важных для художника смыслов.

Предположим, что нам не известно, кто изображен. Применим предложенный метод интерпретации. Воспользуемся сонником с большим количеством значений символов [22]. Подчеркнем, именно сонником, не энциклопедией символов. Сонник кроме значений символов, содержит значения ситуаций, природных явлений, чувств, свойств характера, деятельностей, действий, событий,  и т.д. Наше предпочтение использования сонника для этих целей обосновано приведенным выше [cenzored]изом сходства «механизмов действия фантазии и искусства» (выражение Л.С.Выготского [8]). В сонниках нашел отражение опыт толкования сновидений, накопленный в течение столетий, и присутствуют такие значения символов, какие не найдешь в других источниках. Неправильность или неточность некоторых толкований в соннике компенсируется избыточностью транслируемой через произведение информации.. и приведением различных значений в непротиворечивую систему. Вместо сонника можно пользоваться собственным пониманием смыслов символов, архетипов, образов, а можно воспользоваться энциклопедией символов. Подтверждением высокой эффективности использования сонника является приведенный ниже смысловой [cenzored]из.
 
Определим для себя первоначально воспринимаемый художественный образ как образ боевого генерала–победителя: молодого, смелого, решительного, целеустремленного.

Все изображенное в картине будем рассматривать в качестве символов. Выпишем из сонника, по возможности дословно, их значения, укладывающиеся в художественный образ как в контекст.

1. Изображение коня и того, что к нему относится.
Конь – почести, отвага, тяжкий труд.
Скачущий конь – знак исполнения желаний.
Красивый статный конь – успех, победа.
Белый конь – ожидает успех и уважение.
Сидеть седле – знак успеха в делах.
Успешно управляться с беспокойным, горячим конем – всевозможные почести и уважение.
Ехать на коне с богатой сбруей – знак побед в любви и в борьбе с    неприятелем.
Подкованный конь – знак большой удачи, легкой наживы.
Красивый породистый конь – скорое улучшение благосостояния.
Чем богаче седло, тем большую выгоду принесет начатое дело, если
вы не погубите его своей медлительностью.
Держать в руках вожжи – только от вас будет зависеть ваше будущее.
Большой красивый хвост у коня – символ помощи, которая будет  
оказана в трудную минуту.

2 . Изображение всадника и того, что к нему относится.
Правая рука – означает настоящее или близких людей мужского пола (указующий вперед жест мы можем связать с будущим).
Пальцы правой руки – родственники мужского пола.
Дорогие перчатки – благополучие, удача.
Рослый человек– умножение богатства и улучшение здоровья. Поясним: средний рост – примерно в 6,5 – 7 раз больше высоты головы в картине – больше примерно в 8 раз – рост выше среднего.
Новый плащ – успехи, благополучие.
Мундир – ждет ответственная работа, благодаря которой заслужите уважение окружающих и наживете приличное  состояние.
Богато украшенный пояс – обещает большое благополучие.
На голове шляпа (треуголка) –  военная шляпа – предстоит много трудной работы, треуголка – символ мужества, которое потребуется, чтобы выдержать испытания судьбы.
Иметь при себе оружие - можно рассчитывать на помощь в трудную минуту.
Оранжевый цвет – смесь честолюбия, желания славы, презрение к другим людям, эгоизм, равнодушие к чужим несчастьям.
Богатое парадное оружие – брак с богатой красивой, хорошо воспитанной девушкой.

3.  Окружающая обстановка и то, что к ней относится.
Сильный ветер – знак быстрых перемен и скорого получения известий.
Колесо – символ движения.
Быстрое стремительное движение – быстрое течение событий, движение связанное с опасностями – к рискованным предприятиям, если во сне ничего не случится – риск окажется оправданным и принесет желаемые результаты.
Сзади коня – пропасть – выбираться из пропасти – удача в деле, которое все считали безнадежным.
Ступени – необычные ступени, по которым вы продвигаетесь, указывают на необычность того, что случится с вами в реальной жизни.
Путешествовать по горам – знак успеха, которого добьетесь упорным трудом.
Препятствия во время движения – в действиях в реальной жизни тоже затруднения.
Скалы – знак препятствия и тревог.
Армия в походе – опасности мятежей, народных бунтов, пожаров и вооруженных выступлений.
Облачное небо – душевные переживания, болезни, препятствия в делах, неприятности.
Голубой цвет (в просветах между облаками) – знак почета.
Знамя – почести.
Снежные вершины гор – указывают на амбиции и желание прославиться.

Обобщим то, что получили.
Изображение коня:
исполнение желаний, большая удача, победа в войне и любви, успех в делах, для успеха дела надо поспешить, будущее зависит только от самого себя, улучшение благосостояния, уважение, можно рассчитывать на помощь в трудную минуту.
Изображение всадника:
в настоящем и будущем успех, удача, благополучие, умножение богатства, улучшение здоровья, предстоит много трудной и ответственной работы, благодаря которой будет приобретено приличное состояние, можно рассчитывать на помощь в трудную минуту, потребуется мужество, чтобы пережить испытания судьбы, брак с богатой, красивой, хорошо воспитанной девушкой,  честолюбие, желание славы, презрение к другим людям, эгоизм, равнодушие к чужим несчастьям.
Обстановка в портрете:
упорный труд принесет успех, удача в деле, которое все считали безнадежным, почести, быстрые перемены, в скором будущем получение известий, быстрое течение событий, движение к рискованным предприятиям, связанное с опасностями, риск будет оправдан и принесет желаемые результаты, будут затруднения в жизни, препятствия, тревоги, неприятности, душевные переживания и болезни, опасности мятежей, народных бунтов, пожаров и вооруженных выступлений, амбиции и стремление к славе, ждет необычная судьба.

Как видим, во всех трех группах значений отображены практически одни и те же смыслы. Это подтверждение того, что в картине присутствует избыточность информации: одно и то же сообщение многократно «зашифровано» с помощью разных символов. То же обычно, по нашему наблюдению, имеет место и в сновидениях. Причиной этого явления, вероятно, является ассоциативная связь между предметами или явлениями, отражёнными в сознании и закреплёнными в памяти. Другой особенностью характерной для приведенных групп значений является стоящий за ними прогностический, предвосхищающий  характер символов по К.Г.Юнгу. Именно сонник ориентирован на такое толкование символов.

Обобщим приведенные выше значения, образовав из них непротиворечивую систему:
исполнятся желания; ожидают быстрые перемены; в скором будущем -  получение известий; будет большая удача, победа в войне и любви, брак с красивой, богатой, хорошо воспитанной девушкой, удача в деле, которое все считали безнадежным; упорный труд принесет успех в делах; предстоит много трудной и ответственной работы, в результате - благополучие, умножение богатства, почести; для успеха дела надо спешить; быстрое течение событий; движение, связанное с опасностями; стремление к рискованным предприятиям, но риск будет оправдан и принесет желаемые результаты; затруднения в жизни, препятствия, неприятности, душевные переживания, болезни, опасности мятежей, народных бунтов, пожаров и вооруженных выступлений, при этом  в будущем надо полагаться только на себя, но в трудную минуту можно рассчитывать на помощь; в жизни ожидает  необычная судьба;  черты характера:  честолюбие, желание славы, презрение к другим людям, эгоизм, равнодушие к чужим несчастьям.

          Уточним художественный образ в портрете по результатам [cenzored]иза: изображен боевой генерал–победитель: человек необычной судьбы, баловень судьбы, молодой, смелый, решительный, целеустремленный, честолюбивый, склонный к риску, ради почестей и славы готовый у[cenzored] трудиться, преодолевая препятствия и перенося беды и душевные переживания.

[cenzored]из картины выявил только один символ, значение которого не укладывается в общий контекст – «пальцы правой руки – родственники мужского пола». Единственная интерпретация, какую мы можем предложить: с учетом указующего жеста руки – вперед и вверх, возможное восхождение братьев и других родственников Бонапарта мужского пола по карьерной лестнице. Вот, что пишет Ф.Булгаков: «Братья Наполеона, конечно, сами по себе личности незначительные, но их личная история тесно связана с Наполеоном и историей тех стран, чьи короны им раздал император, чтобы через них управлять ими…»(странами – В.У.) [6].

          Общий результат [cenzored]иза – в основном это предсказание будущей судьбы Бонапарта. К информации о прошлом можно, пожалуй, отнести «сообщение» об «удаче в деле, которое все считали безнадежным», связав по смыслу его с изображением пропасти за спиной Бонапарта, что можно интерпретировать как существовавшую возможность поражения, «падения в пропасть» в прошлом, предшествовавшем отображенному в картине эпизоду. Но это же «сообщение» может одновременно относиться и к будущему.Нельзя определить к какому времени отнести информацию о женитьбе.

И.Мейерсон отмечает. что «для того, чтобы знать, чем является человек, необходимо увидеть то, что он сделал, и то, что он сделал лучше всего» (цит по [4, с.185]).
Ф.Ницше считает, что смысл жизни отдельного человека следует понимать через ответы на вопрос: ради чего ты ставишь перед собой какие-то задачи, ради каких целей, но при этом имея в виду «высокое и благородное ради» [17].

Если художник сознательно старается сообщить зрителю о жизненных достижениях человека и тем самым дать представление о  высших смыслах его смысловой сферы, если он хочет отразить в портрете общественно значимые качества, в том числе качества личности  и общечеловеческие черты, то он может это сделать с помощью отображения в портрете акме человека и его имиджа. Зритель постигает высшие смыслы с помощью интерпретации [26].

Обратим внимание на камни, находящиеся под ногами коня. На них выбиты имена великих полководцев и завоевателей Карла Великого и Ганнибала. Выше – имя Бонапарта. Можно предположить, что художник, ставя Бонапарта в ряд с великими полководцами прошлого, считает, что он их превосходит в своем полководческом таланте, что он превзойдет их в своих завоеваниях. Поводья в руках Наполеона не натянуты, что означает – конь только что поднялся на задних ногах. Сейчас он поскачет вперед. Рука Наполеона и развевающийся плащ указывают направление - вверх и вперед. Пропасть сзади него – это опасность, которой он избежал и впоследствии победил. Можно сделать вывод, что в картине изображен великий полководец в момент своего акме. Ему предстоят еще более великие свершения, на что указывает его стремление к вершинам.

В портрете отображено два акме - профессиональное акме полководца и индивидное акме [5], и портрет относится к «портретам-акме» (портретам, в которых отображено акме модели) ПИ-типа (порядок букв указывает на «весомость» типа акме) [19]. Итак, перед нами великий полководец в расцвете своих физических сил.

Поясним, что по нашему мнению является психологическим фундаментом для интерпретации акме и имиджа в портрете.
В.Франкл пишет: “Понимание этого слова (слова смысл – В.У.) <…> совсем простое: оно касается того, что конкретная ситуация означает для конкретного человека” [28, с. 167]. Художник, отображая в портрете акме модели, дает ему свою оценку, отмечая и его значение для общества.  Он также дает понять, какое значение акме и имидж имеют для  изображенного человека. По акме и имиджу  можно судить о связанных с ними высших смыслах смысловой сферы, в частности, о смысле жизни, как его понимает модель. Д.А.Леонтьев отмечает, что транслируемые с помощью произведения смыслы «становятся доступны реципиенту через взаимодействие их воплощенной формы существования (в нашем случае в портрете – В.У.) с его смысловой сферой» [14, с.430].

Полотно «Наполеон при переходе через Сен-Бернар», было написано Ж.Л.Давидом по заказу испанского короля Карла IV, переданному  через испанского посланника в Париже. По указанию самого Бонапарта Ж.Л.Давид впоследствии выполнил еще три копии картины [12]. Это говорит о большом честолюбии, стремлении к славе и  о том, что отображенный в портрете имидж соответствовал представлению Бонапарта о самом себе, а отображенное акме имело для него очень большое значение.

Возможны варианты, когда художник воплощает в портрете сложившийся в обществе или какой-то социальной группе имидж модели или создает ее имидж  в соответствии со своим пониманием индивидуальности модели [19]. В данном случае имеет место и то и другое. Поэтому созданный художественный образ совпадает со сложившимся уже имиджем Бонапарта, который можно отнести к двум видам имиджа: текущему - отражающему реально имеющиеся у модели достоинства, и зеркальному - поскольку созданный художником образ полностью устраивал модель, она сама себя именно так и представляла [там же].

Достижение выдающихся результатов в военном искусстве связано с наличием определенных черт личности полководца.
Генерал Советской армии С. М. Штеменко пишет: «Всегда отмечалось (обшепризнанная точка зрения – В.У.), что <полководцу> присущи выдающийся ум, высокая общая эрудиция и хорошее знание военного дела, железная воля, решительность, упорство в достижении цели <…> способность к разумному риску, развитое чувство предвидения, интуиция, научная фантазия, умение найти главное в цепи событий и быстро ориентироваться в них, особенно в момент принятия решения. Огромное значение имеет авторитет полководца в массах и способность его повести массы за собой.  Нам кажется, что умение слушать других и доступность также являются качествами полководца».
И дальше:
«Обстановка войны требует от полководца большого нравственного и физического напряжения. Чтобы выполнить огромную работу, которая выпадает на долю полководца во время войны, нужно иметь хорошую память и очень высокую работоспособность. <…> способность спать всего по 5–6 часов в сутки еще не является показателем высокой работоспособности. А вот чтобы остальные 16–19 часов плодотворно работать — в состоянии не каждый» [24].

Отметим, что талантливый полководец, прославившийся своими победами, стоящий во главе боеспособной армии, обладает всеми чертами личности, которые могут способствовать при его желании продвижению его к высшей политической власти.

Итак, судя по тому, что в портрете изображен великий полководец в состоянии акме, у него были в наличии качества, перечисленные С.М. Штеменко. Это подтверждается и смысловым [cenzored]изом символов, приведенным нами выше.

Обобщим результаты нашего исследования (смысловой [cenzored]из картины по значениям символов, [cenzored]из личностных черт по акме и имиджу), сформулировав высшие смыслы смысловой сферы личности Бонапарта. К высшим смыслам относятся: личностные ценности, мировоззрение, самоотношение и смысл жизни [14]. И.Г.Белявский отмечал, что с искусством связан поиск ответа на вопрос о смысле жизни, о ее понимании, а «также множество вопросов, относящихся к различным системам ценностей и ответов, в которых представлены различные интерпретации мира» [3, с.220].

Итак, Бонапарт сознает свою исключительность, необычность своей судьбы, свою избранность. Он знает, что во всем ему способствует удача, исполняются его желания. Его избранницей может быть - красивая, богатая и хорошо воспитанная женщина. Он готов много работать, преодолевать все трудности, препятствия, болезни, рисковать ради ратных побед, славы, власти. Этим целям подчинена вся его жизнь, в этом смысл его жизни. Он эрудирован, обладает выдающимся умом, прекрасной памятью, способен в происходящих событиях выделять главное и быстро принимать решения. У него - талант полководца, железная воля, решительность и упорство в достижении целей. Его не остановят ни. мятежи, ни народные бунты, ни вооруженные выступления. Он наделен интуицией, способен к разумному риску, при необходимости  способен проявлять очень высокую работоспособность, плодотворно подолгу работая без отдыха. Он честолюбив, пользуется авторитетом в массах, уверен в себе, полагается только на себя, но в трудную минуту рассчитывает на помощь, при этом презирает других людей, эгоист, равнодушен к чужим  несчастьям.

Сравним наши результаты исследования личности и судьбы Бонапарта с тем, что о нем писали в мемуарах те, кто его хорошо знал [15]. Выпишем ключевые слова, характеризующие Наполеона: один из величайших полководцев; властная натура; черствый эгоизм и громадное самомнение; требовал безусловного подчинения; терпел около себя лишь простых исполнителей своей воли; высказывался крайне цинично: «Солдаты - "пушечное мясо", "Такому человеку, как я, наплевать на жизнь миллиона людей"; в личных отношениях  крайне требователен, раздражителен и груб;  отталкивающие черты характера; замечательные умственные силы; огромная работоспособность; поразительная память; умение быстро ориентироваться в самых сложных вопросах и обстоятельствах; искусство комбинировать средства для достижения поставленных целей и с успехом пользоваться для этого услугами других людей; необыкновенный организаторский талант; упорная воля, не останавливавшаяся ни перед какими препятствиями; неутомимость в труде, удивлявшая его приближенных;  идеи и планы поражали своей грандиозностью, как и достигнутые результаты; центром и целью всего был он сам, и всемирная монархия, о которой он мечтал, должна была служить лишь пьедесталом для его личной славы.

Если сравнить прогноз отдельных событий жизни Бонапарта, сделанный нами в результате [cenzored]иза значений символов в портрете, с биографией Бонапарта, то можно обнаружить совпадения: были браки на красивых и богатых, были победы, почет, слава, богатство, заговоры и покушения, пожары в Москве, множество проведенных реформ как результат огромных личных усилий, много затруднений, препятствий…
Итак, нам с помощью интерпретации портрета Бонапарта удалось многое узнать о его личности и судьбе.

По мнению А.Б.Орлова и В.Б.Шумского, сущность  характеризует план общего, личность – план особенного (типического), индивидуальность - аспект единичного в психике человека. Человек как личность -  тип, который можно описать, чье поведение можно предсказать. Как индивидуальность человек характеризуется непредсказуемостью, свободой принятия решений [18].

Нам многое удалось узнать о Бонапарте, исходя из обоснованного приписывания ему типичных черт как личности великого полководца. Удивительным является то, что нам удалось кое-что узнать о его индивидуально-психологических особенностях, чертах характера: презрение к  другим людям, эгоизм, равнодушие к чужим  несчастьям и предугадать некоторые события его будущей жизни.
 
Как кажется, презрение к другим людям, эгоизм и равнодушие к чужим несчастьям не согласуются с тем, что он в трудную минуту мог рассчитывать на помощь других людей. Тем не менее, эти факты уживались в реальной жизни. Если говорить об особенностях индивидуального стиля  деятельности Бонапарта, то названное выше его отношение к людям, является особенностью, противодействующей успеху его деятельности, но обычно, как считает Е.А.Климов, такая противодействующая особенность «обрастает» компенсаторными механизмами [13]. У Бонапарта выработался такой психологический компенсаторный механизм.

Е. В. Тарле пишет, цитируя  аудитора Государственного совета:
«У Наполеона было искусство увеличивать в людях преданность делу той фамильярностью, с которой он умел, при случае, обращаться с низшими, как с равными», и это искусство «порождало увлечение, равное тому, которое он порождал в армии. Люди истощались в работе так точно, как (другие.- Е. Т.) умирали на поле битвы». На гражданской службе, как на военной, служащий персонал шел на все, чтобы заслужить орден или милостивую улыбку владыки» [25].

           Нас не должно удивлять то обстоятельство, что в результате [cenzored]иза произведения нами получена информация, которой не обладал автор картины или такая, какую он не собирался отображать в ней. Наш [cenzored]из оправдал цель герменевтики, о которой  писал Ф.Шлейермахер: понимать автора лучше, чем он сам себя понимает [9].

Заключение
1. Предложенная методология применима только для [cenzored]иза произведений креативных художников, созданных в соответствии с собственным прочувствованным и продуманным замыслом, в собственной манере. У художников-подражателей в произведении могут присутствовать существенные заимствования (так называемое цитирование) из произведений других художников, повторение чужих композиций, символики и т.п. Интерпретация по таким произведениям психологических особенностей изображенных людей может быть ошибочной.
2. [cenzored]из высших смыслов смысловой сферы изображенного человека с помощью  интерпретации его акме и имиджа можно проводить не только по одиночным портретам, но и по сюжетным картинам (картинам, изображающим какие-нибудь события, ситуации), представляющим собой многофигурные композиции, например, картина Ж.Л.Давида «Коронация Наполеона в соборе Нотр-Дам 2 декабря 1804 года».
3. При [cenzored]изе смыслов, воплощенных в картине, по значениям символов мы отметили, что окружающая обстановка в портрете тоже несет полноценную информацию о человеке и его психике.
К.Г.Юнг считает, что человек может быть понят только в контексте условий своей жизни. Среда, в которую он попадает, которую он принимает или создает метафорически и опосредованно, а иногда и напрямую отражает его психические свойства и потребности (в изложении С.К.Нартовой-Бочавер [16]).  По мнению У.Джеймса, личность человека  в широком смысле составляет сумму всего, что человек может назвать своим: одежду, дом, жену, детей, имение [10]. Стремясь отобразить личность человека в портрете, художник изображает его в среде, которая по его мнению соответствует личности, характеризует ее. «Портретная личность» (здесь – личность как ее пытается представить зрителю художник) включает в себя «портретную среду» ее окружающую – [cenzored]огия представления У.Джеймса о «физической личности». При этом отражается и «социальная личность»  в силу того, что художник, изображая среду, выражает через нее свое отношение к человеку как к личности..
Можно сделать вывод о том, что  этот метод интерпретации может быть применен и для [cenzored]иза натюрмортов и пейзажей, являющихся художественными высказываниями о конкретных людях – когда содержание имеет отношение к конкретному человеку, что отмечено в названии картины (например, натюрморт «Завтрак художника», автор А.Зоркальцев). При этом в натюрморте  изображены предметы, произвольно выбранные художником и помещенные им в картину (пример – в [27]), а в пейзаже - отдельные фрагменты: деревья, живописные уголки местности и др. написаны по воображению или скомпонованы художником в соответствии с его замыслом. Можно предположить, что в этих случаях художник неосознанно или сознательно помещает в картину то, что может характеризовать того человека, высказыванием о котором является картина.

Иллюстрация в Художественной энциклопедии: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/879/Давид
« Последнее редактирование: 05 Март 2012, 19:05:06 от Вика_т »