Форум ОНУ

Гость


Автор Тема: Очерк о психологии восприятия культовых построек в различных хрис-ких конфессиях  (Прочитано 2408 раз)

Animys

  • Гость
  УДК: 261.6 + 21:159.9 + 21.009:7 + 94"04/14" + 745/749
  Ткаченко Алексей Валерьевич,
  студент V курса философского факультета ОНУ им.И.И.Мечникова.

ОЧЕРК О ПСИХОЛОГИИ ВОСПРИЯТИЯ КУЛЬТОВЫХ ПОСТРОЕК В РАЗЛИЧНЫХ ХРИСТИАНСКИХ КОНФЕССИЯХ

  Аннотация:
  Работа посвящена проблеме соотношения различных стилей религиозной архитектуры. В ней рассмотрены 3 вида религиозной архитектуры: Романский храм (храмы, построенные в романском стиле в Х-ХII вв.), Готический собор (соборы, построенные в готическом с тиле в XII-XIV вв.), Протестантский молитвенный дом (построенные после Реформации, т.е. в период с XVI по конец XVII в.).
  Ключевые слова: храм, собор, молитвенный дом, хранить, вести, учиться.
  
  Слово "очерк" в названии звучит не случайно, т.к. исследование не является законченным в силу того объема не разработанных проблем, которые имеет на сегодняшний день такие направления, как "психология религии" и "психология архитектуры". Данное исследование представляет некую постановку проблемы, некую компиляцию ощущений, в т.ч. и личных ощущений автора (которые, безусловно, относятся к предмету исследования). Исследование представляет (или, скорее, будет представлять) собой междисциплинарную работу на стыке: псиологии, культурологии (в частности, такого нового направления, как "визуалогия") и истории.
  Сама идея исследования появилась, по сути, закономерно. Дело в том, что принадлежа изначально к православной традиции, мне не раз приходилось бывать, как в католических, так и в протестантских «культовых постройках». Назовем их так, обобщенно, потому что, на мой взгляд, применить обыденное слово «храмы» - нельзя, причина будет видна далее. Я обнаружил для себя весьма необычную вещь: внутренние ощущения при посещении различных «культовых построек» (имеются ввиду: настроение, восприятие самого здания, отношение к интерьеру и т.д.) кардинально различны. Возникает закономерный вопрос: «С чем связаны эти различия, ведь истоки-то у всех конфессий разные?».
  В данном конкретном докладе не раскрывается тема относительно православия по разным причинам. Одна из них - опасность быть субъективным. В теме же невозможно было указать эту особенность по одной простой причине - ограничение на длину названия. Поэтому, в исследовании я использую только 3 вида построек: Романский Храм, Готический Собор и Протестантский Молитвенный дом.

  Раздел I. Романский Храм
  Начнем мы, по хронологии, с Романского Храма. И первое, что следует сказать – это то, что романскому стилю наиболее соответствует слово Храм, созвучно со словом «хранить» и «охранять». По некоторым версиям, этимологически слово храм действительно восходит к слову «хранить». Но здесь речь идет не о филологии, поэтому просто оставим это  ранге догадок.
  Для начала, напомню, что Романский стиль — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе в X—XII веках. Для начала очень важно немного рассказать о политической ситуации в эти века: церковь ослабла, теряет прихожан, в Европе бушуют межусобные войны, с востока Европа опустошается набегами кочевников, с севера – набегами викингов.
Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами. Это давало эффект того, что церковь – близка к народу, она здесь, на земле и ты можешь прийти к ней безо всяких препятствий. Это очень важный момент: фактически, это попытка консолидации и интеграции. И тому были свои причины.
  Собственно, связано это с тем, что церковь в VIII – IX веках переживала небывалый упадок: монашество и духовенство давно уже не вызывало доверия, в связи с чем резко упало количество прихожан, влияние церкви было подорвано. И в связи с этим появилось «движение за Клюнийскую реформу». В результате, Клюнийская реформа – это был первый шаг к возвращению католической церковью своего влияния и авторитета.
Т.е., романский стиль и является как раз тем самым воплощением желания католицизма вернуть свой авторитет, влияние, диалог с прихожанами. Не менее важным является и тот факт, что человечество пережило ожидаемый конец света в 1000 году и не знало как дальше жить.
Но вернемся все же к архитектуре. Заходя в Храм, мы видим некоторые инновации, по сравнению с более ранними постройками: потолок теперь строился в виде каменных сводов, что создаёт визуальное ощущение крепости (как я говорил выше, этот период характеризуется набегами кочевников с востока – мадьяр, тюрков и др., и викингов с севера, межусобными войнами), т.е. моделируется иллюзия (ну или не иллюзия) защищенности; скамьи хора существенно приподняты над скамьями прихожан, что дает эффект некой возвышенности, и человек, наблюдая за хором, как будто бы сам возвышается вместе с духовенством. Романский Храм – прямое проявление жестокости и кризисности того времени, поэтому, основная задача романского храма – создать визуальное ощущение защищённости.
  Итак, главный тезис о романском стиле: Романский Храм призван защищать и охранять своих прихожан от тех или иных опасностей.

  Раздел II. Готический Собор

  Далее, опять же по хронологии, мы подходим к Готическому Собору. Здесь тоже немаловажным является само слово – Собор. Я думаю, этимологию не нужно выстраивать, всем и так понятно от чего происходит это слово.
Но, все-таки я напомню, что готический стиль пришел наа смену романскому стилю. Готика зародилась в XII веке на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии.
  И для начала немного о политической и социальной ситуации того времени: после крестовых походов церковь значительно окрепла (в особенности, в 1177 г., когда император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса фактически подчинился Папе Александру III, став перед ним на колени), межусобных войн стало намного меньше, а бывшие кочевники сами стали христианами, тем самым обезопасив Европу. Крестовые походы дали Европе единство, или, по-крайней мере, его иллюзию. Но факт остается фактом, в этот период католической церкви уже мало просто охранять своих прихожан.
  Но вернёмся все-таки к самим Соборам. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные  витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. И это очень важно: Собор совершенно четко тянется вверх.
  Рассмотрим готический собор изнутри. Заходя в любой готический собор, мы обязательно первым делом увидим ковер, или своеобразную расписную «дорожку», ведущую прямо к алтарю, а по бокам этой дорожки располагаются скамейки. Фактически, заходя мы видим некую метафору, которая звучит примерно как «Дорога к Богу». И эта идея не случайно, именно она пронизывает весь Готический Собор. Проходя внутрь, мы сталкиваемся не менее интересным и важным моментом: окна находятся со всех четырёх сторон, да и вообще, окон – огромное количество, а сами они очень большие. Витражи, пронизанные солнечными лучами, в наибольшей степени воплощали представления средневековья об одухотворенности материи. Что это даёт? Это даёт нам то, что в Готическом Соборе очень сильно освещён центральный неф и алтарь, что, собственно, и означает эту «Дорогу к Богу». Т.е., визуально, внутренняя часть готического храма – это прямая дорога к Богу, но через алтарь. И именно это важно: без алтаря ты никак не попадешь к Богу и не сможешь с ним пообщаться. Именно здесь впервые по-настоящему проявляется идея церкви не как наставника, а проводника к Богу: без церкви ты никогда не сможешь найти путь к нему и не обретешь спасение.
  И если вернуться к внешней части, то она тоже, как уже было сказано, тянется вверх, к Богу. А размер Соборов не то, что впечатляет, он поражает своей громадностью.
Собственно, главный тезис раздела: Готический Собор – это настоящее проявление величия и авторитета католицизма того времени и это, безусловно, идея о том, что церковь – это проводник к спасению.

  Раздел III. Протестантский Молитвенный дом
  Далее, опять же по хронологии, мы подходим к так называемой «протестантской» архитектуре. Почему так называемой – потому что на практике таковой и не существовало: она является синтезом нескольких стилей с регулярной примесью местных традиций. Но в данном исследовании я позволю себе выделить такую категорию, потому как общие моменты мы все-таки можем найти и о них пойдет речь.
  Напомню, что Протестантская архитектура начинается с 1517 года, собственно с Реформации. И, уже по традиции, немного о политике и социальном аспекте этого времени: в это время усиливается централизация государств, происходит стремительное развитие наук, небогословских знаний; католическая церковь раздаёт индульгенции, а католические Соборы настолько пышны, что больше похоже на дворцы.
  Итак, теперь собственно о молитвенных домах. Протестантский молитвенный дом совсем иной, нежели католический Храм или Собор.. Внешне, они нередко имеют белые, кирпичные, кофейные тона. Порой их можно отличить от гражданских построек лишь по наличию небольшого креста. В этом, собственно говоря, и суть протестантизма – быть поближе к светской жизни. Именно поэтому в протестантизме очень трудно выделить какой-то один или несколько стилей. Протестантский храм или дом молитвы (такое название встречается чаще) с архитектурной точки зрения предусматривает творческий подход, сочетая в себе эклектичность стилей и направлений, а также ориентируясь на архитектурные традиции и культурные традиции той страны и той местности, в которой находится храм. Поэтому архитектура протестантизма разнообразна, она приобретает оттенки и колорит местных строительных приемов, архитектурных стилей и направлений. Храмы могут быть необычны, оригинальны и красивы, но чаще всего эта красота заключается в простоте и минимализме архитектурных решений, ведь в этом проявляется основная особенность протестантской ветви христианской религии.
  Уникальность протестантского храма, например, в Прибалтике
состоит в том, что он может строиться по принципу северного деревянного
зодчества как простой деревянный сруб. Если же посмотреть на дом молитвы на Кипре, то можнозаметить доминирование восточных мотивов в архитектурных приемах. На Востоке храм может быть построен в виде мечети. Внутри такой мечети люди будут сидеть на коврах на полу, некоторые могут сидеть на стуле, возле стены. Иногда церковь протестантов  имеет вид иудейской синагоги.
  Часто храмы повторяют византийскую церковную традицию, то, что наблюдается в православной церкви. Также можно увидеть наследование
католической архитектурной особенности – это творческое соединение строгости готического стиля и простоты модерного минимализма.
  Но во всех этих храмах можно найти общую идею, концепт. Протестантские храмы пропагандируют минимизацию деталей и концентрацию на основном концепте. А концепт этот таков: «Храм не должен быть долгой дорогой к Богу, а должен быть местом встречи с ним», а для этого вовсе не нужны десятки, сотни, тысячи деталей. Для этого нужно отсутствие тьмы и побольше света, как в душах прихожан, так и в самой церкви. Именно поэтому, протестантские храмы чаще всего внутри окрашены светлыми тонами и имеют множество окон. Это создаёт ощущение того, что и атмосфера во всём зале – светлая. Далее, важный визуальный момент внутри протестантского храма – отсутствие алтаря, что наглядно показывают суть протестантизма: церковь не проводник, не посредник, а лишь помощник. Поэтому, алтарь заменён кафедрой, что означает визуальное сближение проповедника с аудиторией, «равный среди равных».
  В протестантском храме очень много сидячих мест, и, собственно, они и занимают большинство места, и, в сочетании с тем фактом, что в храме практически отсутствуют иконы, образы (поскольку в протестантизме место молитвы несет в себе десакральный характер, а скорее даже психологический, поэтому сами по себе предметы в храме не имеют без присутствия Бога и человека священной значимости). Свет из окон падает прямо не на ковровую дорожку, а на скамейки и на кафедру, а это означает, что главное в протестантизме – диалог пастора и прихожан. Т.е., метафорически говоря, люди освящают храм своим присутствием, а не храм освящает своим архитектурным видом и внутренними украшениями людей.
  Я не зря в рассказе о протестантских «культовых постройках» упоминал два названия «Молитвенный дом» и «Храм», т.к. протестантизм использует и те идеи, что использовал Романский Храм. Протестантизм стремится защитить человека от жестокого и коварного мира.
Итак, тезис: главной визуальной задачей протестантских храмов является некое осветление и уравнение людей в стремлении к Богу. Протестантский храм выражает прямой диалог человека и Бога, без посредника.
 
  Итог можно подвести тремя категориями, используемыми в работе: Храм, Собор и Молитвенный дом. В самом деле, эти три слова, на мой взгляд наиболее полно характеризуют эволюцию психолого-визуального назначения религиозной архитектуры в Западной Европе (а я склонен воспринимать появление протестантизма, как часть некой эволюции).
  Храм – характерен для «среднего» Средневековья, полного войн, болезней, голода и прочих проблем. Его назначение – защищать людей.
  Собор – характерен для «высокого» Средневековья, эпохи идеологических проблем, столкновений. Его задача – наставлять людей, давать им путь.
  Молитвенный дом – характерен для начала эпохи «Нового времени». Это попытка переосмысления и преодоления «высокого» Средневековья, это не только попытка к возврату ценностям Храма, но и построение новых, демократичных ценностей.
  Безусловно, когда я говорил о Романском Храме, о Готическом Соборе и Протестантском Молитвенном доме я не имел ввиду, что только эти виды построек существовали в этом стиле. Понятное дело, что есть и Романские соборы и Готический храмы, и Протестантские Храмы, и даже Соборы. Но речь шла о том, что эти виды построек наиболее характерны для данного стиля.

  
Список использованной литературы:
1. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М.: Искусство, 1972. — 318 с.
2. Дзуффи С. Большой атлас живописи. Изобразительное искусство 1000 лет. — М.: ОЛМА-Пресс, 2002.
3. Крыжановская М.Я., « Искусство западного средневековья». - М., 2001.
4. Лясковская О.А. Французская готика XII-XIV веков. - М., 1973.
5. Муратова К.М., Мастера французской готики 12-13 вв. - М,."Искусство", 1988.
6. Тяжлов В.Н. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе // Малая история искусств. -  М., 1964.
« Последнее редактирование: 11 Февраль 2012, 15:30:15 от Алексей Ткаченко »