Форум ОНУ

Гость


Автор Тема: ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩЕГОСЯ-СИРОТЫ  (Прочитано 3507 раз)

July

  • Гость
УДК 15+370.153
Володина Юлия Анатольевна
кандидат психологических наук

ФГБОУ «Брянский государственный университет
имени академика И.Г. Петровского», Россия

ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩЕГОСЯ-СИРОТЫ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация: в статье рассматривается проблема формирования субъектной позиции учащихся школ-интернатов. Раскрываются теоретические и практические аспекты субъектного подхода в подготовке детей-сирот к самостоятельной жизни в обществе. Предпрофильная подготовка, инновационные формы и методы психолого-педагогической работы рассмотрены как основные средства развития личности и субъектности учащегося-сироты.
Ключевые слова: дети-сироты, субъектная позиция, предпрофильная подготовка, инновациии.

Приоритетом современной государственной политики в решении проблемы социального сиротства является подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни в обществе, которая предполагает управление образовательным процессом и переориентацию учащихся на самостоятельное решение конкретных учебных задач, возникающих в учебной деятельности, и в целом, в общем контексте жизнедеятельности – познавательных, исследовательских, преобразующих, проектных и др.
Согласно И.А. Зимней, в общем контексте основных тенденций современного образования в центре внимания находится сам обучающийся, формирование его личности; образовательный процесс подразумевает организацию и управление деятельностью обучающихся, направленную на их развитие и освоение знаний. При этом рассматриваются сферы и свойства личности, которые «взаимодействуя друг с другом в конкретной деятельности человека и взаимопроникая друг в друга, смыкаются в единстве личности».
Психосоциальный подход (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, В.А. Барабанщиков и др.) предполагает рассмотрение способа функционирования личности в реальных жизненных обстоятельствах и взаимосвязях. Основой данного подхода, с точки зрения К.А. Абульхановой, М.И. Воловиковой, являются взаимоотношения и взаимозависимости психических процессов и области социальных явлений (взятых в широком контексте различных уровней и сфер реальности).
Сущностная специфика психосоциальных феноменов такова, что большинство из них возникают как результат деятельности и поведения социальных субъектов. С позиции Е.А. Вопнерук, сущность социальной реальности можно определить через набор социальных взаимосвязей, с которыми человек себя идентифицирует или от которых себя отличает. То есть, в социальном контексте необходимо выделить некоторые системы и [cenzored]изировать взаимодействия человека именно в контексте конкретных социальных систем. 
Придерживаясь позиции Б.Ф. Ломова, о том, что личность начинает сознательно организовывать свою жизнь и определять собственное развитие только тогда, когда у нее сформирована система представлений о своих возможностях (в целеобразовании, в моделировании, в программировании, в оценивании, в коррекции деятельности и организации межличностных отношений) мы определили в качестве основных видов деятельности подростка интернатного учреждения формирование собственной профессиональной и жизненной перспективы, целеполагание, построение стратегии достижения успеха в будущей профессиональной деятельности и жизни в целом, являющихся фундаментом для формирования субъектной позиции личности и осуществляемых через систему установления продуктивных межличностных отношений в окружающей социокультурной среде.
Как отмечает Л.И. Анцыферова, субъектная позиция личности проявляется на трех уровнях. На первом уровне качества субъекта проявляются через акты целеполагания и через действия по преодолению трудностей на пути достижения целей. На втором уровне личность выступает как субъект, сознательно соотносящий цели и мотивы действий, намеренно формирующий ситуации своего поведения, стремящийся предусмотреть прямые и косвенные результаты собственных действий, способный к переделке стихийно сложившихся психических свойств, к произвольному повышению или понижению значимости своих целей, а также к адекватному соотнесению собственных возможностей с социальными задачами и требованиями деятельности. На третьем, высшем уровне личность становится субъектом своего жизненного пути. На первый план здесь выступают качества индивидуальности – не просто уникальности, которая ха-рактеризует каждого человека, но общественно-исторической (в предельном случае общечеловеческой) значимости неповторимости субъекта.
В связи с этим, предпрофильная подготовка в образовательном процессе школы-интерната позволяет обеспечить переход ребенка из микросоциума, ограниченного рамками интернатного учреждения, в  макросоциум; с позиции объекта деятельности к позиции субъекта социально-профессиональной деятельности через профессиональное и жизненное самоопределение, через развитие его личности и субъектной позиции в системе социальных отношений.
По мнению С.Д. Смирнова стратегия жизни не может реализовываться без выбора адекватной тактики поведения. А выбор тактики определяется промежуточными целями, набором имеющихся в распоряжении субъекта и хорошо зарекомендовавших себя приемов и способов решения конкретных ситуативных задач – социальных, образовательных, материальных и др. Изменение целей в деятельности, с точки зрения Т.И. Лях, О.А. Чуваловой, А.К. Марковой, является продуктивным условием формирования мотивации в плане личностно-значимых смыслообразующих мотивов.
К. Левин определяет постановку ближайших и отдаленных целей как основу формирования временной перспективы личности, которая выражается в целостности взглядов индивида на свое будущее и свое психологическое прошлое и является одним из этапов формирования самосознания человека.
Причем в рамках диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности (В.А. Ядов) целеполагание на высшем уровне диспозиции рассматривается как некий «жизненный план», важнейшим элементом которого выступают отдельные цели, связанные с главными социальными сферами деятельности человека.
Как результат сформированности жизненного плана и навыков целеполагания, таким образом, выступают устойчивые социальные установки личности по отношению к значимым для нее видам деятельности, в том числе и по отношению к трудовой и профессиональной деятельности.
Следовательно, устойчивые социальные установки можно рассматривать как основу формирования индивидуальной стратегии профессионального успеха у подростков интернатных учреждений в контексте их подготовки к профессиональному самоопределению, фундаментом которых являются продуктивные личностные смыслы в совокупности с активной позицией самого учащегося. При этом не исключается роль внешних воздействий, влияющих на формирование социальных установок, в частности инновационной образовательной среды.
С точки зрения Ф.И. Иващенко, целеполагание в наибольшей степени осуществляется в творческой деятельности, когда индивид создает что-то новое, имеющее большую общественную ценность. В связи с этим творческая проектная деятельность, выполнение учащимися творческих проектов по профессиональному самоопределению, служит одним из показателей оценивания уровня развития умений учащихся по целеполаганию.
Однако полнота психологических функций субъекта (целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, рефлексия и др.), как отмечает Г.В. Акопов, не инициируется автоматическими действиями или операциями. Необходимо дополнительное, совмещенное действие, в качестве которого мы использовали различные формы тренинговой работы с подростками, включающей в себя особые виды коммуникации – диалог, ведение дневника, ролевые игры и др.
Чтобы изменения в субъектной позиции учащихся были обусловлены не только увеличением знаний о мире профессий, но и личностным осмыслением подростками своего социального и профессионального самоопределения, первоначальное моделирование и проектирование учащимися жизненного пути в рамках творческой проектной деятельности было реализовано в условиях открытой (сетевой) образовательной среды инновационными психолого-педагогическими средствами, которые применялись для формирования у учащихся-сирот рефлексивных умений: самооценки, самодиагностики, само[cenzored]иза, самоконтроля и т.д.
Также в условиях предпрофильной подготовки была реализована программа психолого-педагогического сопровождения, включающая в себя три этапа - «Осознание Я-реального», «Осознание Я-профессионального» и «Построение профессионального Я-образа».
Каждый этап предполагает взаимодействие и координацию действий воспитанников, педагогов и воспитателей, администрации по 5 направлениям (организационному, диагностико-познавательному, профессионально-стимулирующему, индивидуально-консультационному и проективно-профессиональному). Итогом работы являлся творческий проект, котрый выполнял каждый учащийся по итогам взаимодействия с окружающими людьми и познания собственного «Я», собственных профессиональных и жизненных целей.
Реализация содержания осуществлялась при воздействии на сознание, чувства, поведение субъектов образовательного процесса через взаимодей-ствие информационного, мотивационно-ценностного, когнитивно-личностного, эмоционально-волевого, операционально-деятельностного, результативного и оценочно-рефлексивного компонентов на каждом уровне, где один из компонентов был ведущим и определял содержание психолого-педагогического сопровождения и деятельность субъектов социально-образовательного процесса.
Основу для формирования индивидуально-профессиональной образовательной траектории воспитанников составляли предметные в совокупности с элективными и профориентационными курсы, профессиональные пробы, творческие проекты и др. Свою профессионально-образовательную траекторию каждый воспитанник определял для себя самостоятельно (при разумной поддержке взрослых) в результате соотнесения своих индивидуальных возможностей и интересов при взаимодействии с субъектами образовательного процесса (педагогами, психологами, воспитателями, администрацией и др.), а также при взаимодействии с социальными институтами макросреды за пределами интернатного учреждения. В рамках образовательного учреждения фиксировались последовательность профессионального выбора и осуществлялся поиск наиболее удачных способов формирования профессионально-образовательной траектории в плане подготовки воспитанника к профессиональному самоопределению.
Дальнейшая реализация программы выстраивалась через работу самого воспитанника по проектированию перспективного профессионально-го образа будущего в ходе выполнения, оформления и защиты соответствующего творческого проекта; через совместную работу интернатного учреждения и других образовательных учреждений региона (профучилищ, техникумов, вузов); через совокупность организационных условий, кадровое обеспечение (образовательный уровень педагогических и руководящих кадров, возрастная характеристика педагогических и руководящих кадров и т.д.); материально-техническое обеспечение; финансовое обеспечение; программно-методическое  и психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса.
Контроль достигнутого результата оценивался по показателям готовности воспитанников к профессиональному самоопределению и жизни в обществе.
Результаты исследования показали, что предпрофильная подготовка в интернатных учреждениях позволяет формировать субъектную позицию детей-сирот, обеспечивает безопасность личностного проявления в учебных ситуациях, создает условия для личностной самоактуализации и личностного роста подростков, формирует активность ученика, его готовность к решению социальных проблем, единство внешних и внутренних мотивов, развивает чувство компетентности и принадлежности к определенной социальной группе, чувство уверенности в себе как предпосылки самоактуализации.
Образование современного выпускника интернатного учреждения предполагает овладение им навыков самостоятельного конструирования своего профессионального будущего и личной траектории профессионального развития на основе соотнесения своих способностей, склонностей с потребностями общества в том или ином специалисте, с целью реинтеграции воспитанника в общество и его социализации в нем. Формирование у воспитанников профессиональной Я-концепции, необходимой для профессионального становления в будущем, – непрерывный процесс обучения и саморазвития в социально-образовательной среде. Психолого-педагогическое сопровождение отражает двустороннюю направленность системы взаимодействия «ребенок-окружающая среда».
« Последнее редактирование: 05 Февраль 2012, 20:43:56 от Вика_т »