Форум ОНУ

Гость


Автор Тема: ПСИХОЛОГО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРАЗДНИКА  (Прочитано 5719 раз)

Оффлайн Nastia Bo

  • Абитуриент Форума
  • Сообщений: 2
  • Репутация 0
Здравствуйте Алексей!
Спасибо за проявленный вами интерес к данной теме. Постараюсь ответить на ваши вопросы.
Наше исследование заключается не в постановке вопроса о соотношении праздника и мировоззрения, а о специфической роли праздника в жизни личности, о его мировоззренческой функции. Что касается влияния праздника и мировоззрения, то очевидно одно: они тесно связаны между собой, но что из них является определяющим в формировании друг друга выявить практически невозможно, да и не нужно, потому как основная наша задача была не выявлять подобные закономерности, а показать, что, выбирая наиболее запомнившийся праздник, человеком движут его субъективные переживания, то что откликнулось в его душе, в нем самом, когда он участвовал в том или ином празднике. Так вот эти переживания, определенные чувства в тот момент тесно связаны с его мировоззренческими  представлениями, поскольку именно наше мировоззрение содержит наши взгляды о мире и нашем месте в этом мире (в самом широком понимании). Другими словами, мировоззренческие представления человека определяют выбор того или иного праздника, т.е. они влияют на его выбор.
С другой стороны, праздники как культурно-историческое явление не возникают сами по себе, они - продукт человеческой деятельности, которая напрямую связана с определенными ценностями, традициями и т.п., что по-настоящему важно для человека, т.е. в праздниках сосредоточено то лучшее, что есть у людей, и что им хотелось бы совместно переживать на протяжении многих лет. А это ценное - это и есть отражение определенного мировоззрения времени, эпохи в обществе. Об этом хорошо сказано у Степина, чьи цитаты я привожу.
Если совсем кратко, то я бы вот так очертила понимание взаимовлияния праздника и мировоззрения.
Данная сатья - лишь небольшая часть исследования, поэтому в названии употребляется слово "аспект", т.е. одна из граней всего исследования.
С уважением,
Борисова Анастасия

Animys

  • Гость
Собственно, основная проблема работы, насколько я понимаю, - "Каково соотношение мировоззрения и праздника?"
И, насколько я понимаю, исследуется влияние праздника на формирование мировоззрения. Здесь мировоззрение получается, своего рода, результатом. Но когда вы говорите о различиях между дореволюционными, советскими и постсоветскими праздниками, вы аппелируете к природным явлениям, условия и мировоззрению. Здесь же получается, что праздники - результат мировоззрения. Так в какой же все-таки зависимости они находятся: мировоззрение определяет праздники или наоборот?

Оффлайн Nastia Bo

  • Абитуриент Форума
  • Сообщений: 2
  • Репутация 0
ПСИХОЛОГО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРАЗДНИКА
« Ответ #1 : 04 Февраль 2012, 12:20:30 »
УДК

Борисова Анастасия Михайловна
м.н.с., Институт психологии РАН

ПСИХОЛОГО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРАЗДНИКА

   Аннотация
   Отмечается важная роль мировоззрения, благодаря которому человек выстраивает значимую лично для него систему взглядов об окружающем мире и о себе, о своем месте в этом мире. Устанавливается связь праздника как явления культуры с мировоззрением; раскрывается содержание психолого-мировоззренческого аспекта праздника и его роль в усвоении мировоззренческих представлений.
Ключевые слова: мировоззрение, мировоззренческие представления, праздник, личность

Основной текст статьи
Мировоззрение является одним из важнейших понятий в исследованиях, нацеленных на изучение личности человека. Ввиду многоплановости данного понятия до сих пор отсутствует четкость и полная определенность его содержания. В самом общем виде мировоззрение можно определить как систему обобщенных представлений личности об окружающем мире и о себе, о своем месте в этом мире, о своих отношениях к окружающей действительности и к себе.
Справедливо отмечено С.Л. Рубинштейном, что личностью в специфическом смысле этого слова является человек, у которого есть свои позиции, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в итоге большой сознательной работы. Мировоззрение не транслируется и не усваивается в готовом виде, но формируется самой личностью с помощью своего мышления и рефлексии.
Д.А.Леонтьев считает, что мировоззрение можно определить как ядро индивидуального образа мира, содержащее структурированные представления об общих закономерностях, которым подчиняется мир, общество и человек, а также о характеристиках идеального, совершенного мира, общества и человека (Леонтьев, 2000). На становление и развитие мировоззрения оказывает влияние теоретическое и эмпирическое знание субъекта о мире, его социокультурные связи, и личностный смысл, который имеют для субъекта те или иные мировоззренческие представления, и который может быть причиной искажения в мировоззрении реального положения вещей. Мировоззрение всегда несет на себе глубоко своеобразный отпечаток индивидуально-личностных особенностей.
Н.А.Менчинская также указывает на специфические особенности мировоззрения, которые обусловлены возрастными и индивидуальными различиями. По ее мнению,  в сформированном мировоззрении отраженные образцы наиболее общих закономерностей природы, общества, психологической жизни человека сливаются с собственным, личностным отношением к ним.
Как отмечала Л.И. Божович, именно мировоззрение организует все побуждения и поведение личности, поскольку воплощает в себе ее идеалы (Божович, 1968). На основе мировоззрения человек выстраивает иерархию своих потребностей и мотивов и поддерживает, развивая, эту систему в течение всей жизни.
Очевидно, что мировоззрение является центральным звеном ценностной структуры личности и выполняет регулирующую функцию во взаимодействии человека с миром. Мировоззрение играет роль так называемого личностного стержня, понимаемого каждым по-своему.   Создавая свою теорию личных конструктов, Дж.Келли приходит к выводу, что «люди для сохранения своего психического здоровья нуждаются в связной философии жизни, в определенном мировоззрении. Человек может быть удовлетворен любым, пусть несколько деформирующим действительность мировоззрением, и лишь на высоких уровнях личностного развития он стремится к обоснованной, продуманной, осознанной философии жизни» (Психология личности…, 1998, с.48). Э.Фромм также отмечает, что у человека есть насущная потребность, жизненная необходимость иметь какую бы то ни было картину мира для ориентации, и уже во вторую очередь – потребность в точности и объективности этой картины (Фромм, 2001).
Для нашего исследования важно, что мировоззрение личности как особое психологическое образование обладает такой своеобразной чертой, которую Д.А.Леонтьев определил как квазиобъективность, которая выражается в расхождении (незаметным для субъекта) между субъективной природой мировоззрения и объективным характером отражающейся в ней действительности. Далее автор отмечает, что такая «иллюзия объективности мировоззрения делает его ценнейшим материалом изучения личности и ее субъективного мира. Благодаря этой особенности мировоззрения мы вправе ожидать, что его содержание будет в меньшей степени подвержено искажающему влиянию психологических защит, чем содержание Я-концепции, поскольку защита обеспечивается самой формой, которую те или иные смысловые ориентации приобретают, формулируясь как мировоззренческие постулаты, как суждения о мироустройстве, о порядке вещей. Мировоззренческие генерализации в результате оказываются чрезвычайно проективными, отражающими достаточно глубокие и [cenzored]ные ценностно-смысловые ориентации личности, они гораздо больше говорят о личности того, кто их высказывает, чем о том, как устроен мир на самом деле» (Леонтьев, 2000).
По той же причине исследование мировоззренческих представлений личности на примере воспоминаний о наиболее запомнившемся празднике представляется нам универсальным, поскольку позволяет респондентам не прятаться за надуманные или сконструированные образы или маски, под которыми трудно различить действительно ценное и значимое для каждого субъекта. Сама по себе тема, связанная с праздниками, является, как правило, приятной, доброй, не отягощенной повседневными заботами и проблемами, что изначально располагает и позитивно настраивает опрашиваемых. 
Праздничная культура, как неотъемлемая часть культуры в целом, имеет непосредственную связь с мировоззрением. В.С.Степин раскрывает эту связь  через понятие «оснований культуры» (глубинных программ социальной жизнедеятельности), которые  определяют тип общества на каждой конкретной стадии исторического развития, и которые составляют мировоззрение соответствующей исторической эпохи (Степин, 2007). Под основаниями культуры он понимает «предельно обобщенную систему мировоззренческих представлений и установок, которые формируют целостный образ человеческого мира» (там же, с.216). Формами, в которых реализуются эти представления, являются мировоззренческие универсалии; они систематизируют и аккумулируют человеческий опыт. В системе этих универсалий складывается характерный для данного культурно-исторического этапа образ человека и представление о его месте в мире. На уровне же личности они определяют способ осмысления, понимания и переживания человеком мира. Через их усвоение происходит социализация индивида и формирование его как личности. Усвоение мировоззренческих универсалий означает «усвоение того целостного образа человеческого мира, который формирует своеобразную матрицу для развертывания разнообразных конкретных образцов деятельности, знаний, предписаний, норм, идеалов, регулирующих социальную жизнь в рамках данного типа культуры» (Степин, 2007, с.216). Из этого следует, что для человека, который был сформирован соответствующей культурой, смыслы ее мировоззренческих универсалий будут восприниматься им как нечто само собой разумеющееся, как презумпции, в соответствии с которыми он будет строить свою деятельность,  и которые он может даже не осознавать в качестве глубинных оснований своего миропонимания и мироощущения.
 Праздник как элемент культуры, как носитель характерных и специфических ее черт является довольно информативным явлением для научных  исследований. Человек – существо социальное, «часть бытия» (Рубинштейн, 1997), он существует в постоянной и неразрывной связи с окружающим его миром, природой и другими людьми. Наблюдая за взрослыми, ребенок с детства усваивает те традиции и обычаи, которые сопровождают любой праздник, и которые имеют свое значение.
Историк и культуролог Е.Б. Рашковский в своей книге «Православные праздники» указывает на прямую связь мировоззрения с праздниками, которую он раскрывает через категорию “отношение”: отношение к святыне, отношение к природе, отношение к социальной реальности, отношение человека к самому себе, отношение ко времени. В этих образующих заключено глубинное, мировоззренческое содержание праздника.
Исходя из исторической последовательности развития праздничной культуры нашей страны, можно условно выделить три периода: дореволюционный, советский и постперестроечный.
Особенности праздников дореволюционной России заключались в том, что, в первую очередь,  были обусловлены природными явлениями, поскольку весь уклад жизни определяла земля (местность), на которой люди проживали, и от специфики которой напрямую зависели. Вторым аспектом, который оказывал влияние на содержательную основу праздника, являлся тот факт, что Россия была тогда христианской державой и, соответственно, поддерживала и провозглашала ценности христианской веры. Точками и ориентирами отсчета годового времени служили христианские праздники. Основой годового ритма жизни было чередование будней и праздников. Время праздников считалось священным и было наполнено подлинной радостью. В праздничные дни все выглядело обновленным, заметно менялось поведение людей (Громыко, Шангина и др.). Характерными чертами праздничной жизни были застолье, прием гостей и хождение в гости, пение песен, пляски, совместные гуляния. Праздники играли большую роль в жизни людей, т.к. способствовали укреплению родственных связей, сближали односельчан, поддерживая в них чувство коллективизма; общение в праздничные дни способствовало получению новостей о событиях в своей и других странах, а также обмену информацией между жителями одной местности и  осознанию общих интересов и задач; давали передышку в череде тяжелых работ. Картину дореволюционных праздников России сполна можно воссоздать благодаря богатому наследию произведений русских писателей (И.Шмелев, Л.Н.Толстой, Н.В.Гоголь, С.Т.Аксаков и др.).
   После Октябрьской революции были учреждены 10 общегосударственных праздников революционного характера и разрешены особые дни отдыха (не больше 10 дней в году) (Т.Н.Зотова, 2002). Первое десятилетие советской власти наряду с новыми сохранялись и старые календарные праздники. Постепенно отношение советской власти к народным и религиозным праздникам  становилось все более негативным. Так, исчезли из общественной жизни Рождество, Крещение, Пасха, Троица и др. Их продолжали отмечать в семье, тайком, под угрозой быть осужденными. Все больше внедрялись в жизнь праздники советские. Особой популярностью стала пользоваться годовщина революции, благодаря не только активной политике советского государства, но и тому, что этот праздник по срокам совпадал с окончанием уборки урожая и началом осеннее-зимних посиделок. Празднование 1 Мая и 8 Марта более активно отмечалось в городах, где проходили праздничные демонстрации и концерты в эти дни. После окончания ВОВ появился новый праздник – День Победы. Празднование в 1988 году тысячелетия крещения Руси способствовало началу возрождения церкви и традиционных праздников.
В постперестроечный период  (90-е г.г.) с увеличением потока информации о календарных праздниках, все большее количество людей пытается следовать народным традициям. В последние годы большую популярность получил такой праздник, как День города. Символический смысл многих современных праздников давно забыт, но стремление сохранить преемственность традиций активизирует творческую активность народных масс, подкрепленную деятельностью профессионалов. Создаваемые новые календарные праздники иногда включают в себя элементы старого праздничного календаря.
Проведенное нами исследование подтвердило предположение о том, что выбор того или иного праздника как наиболее запомнившегося определяется, прежде всего, возрастом респондентов. Основная часть исследования базировалась на проведении анкетирования. Использовалась анкета М.И.Воловиковой, в которой нужно было указать ассоциации, возникающие со словом «праздник» и рассказать о празднике, который больше всего запомнился, а также отметить, чем именно он запомнился.
По полученным результатам четко обозначились две группы респондентов – старшая и молодая (по возрасту). И выбор праздников, и характер их описания имели свои ярко выраженные особенности в каждой из этих возрастных групп. Объяснение этого разделения, на наш взгляд, заключается в том, что мировоззрение людей старшего возраста складывалось под воздействием советской идеологии, а молодым респондентам выпал «перестроечный» период, идеология которого сильно отличалась от взглядов предыдущей эпохи.
Ответы респондентов старшего поколения отличаются большей информативностью и искренностью. Из их ответов видно, что праздник был прочувствован ими «изнутри» и явился особым событием в их жизни.
   Для большинства молодых респондентов характерна некоторая поверхностность в описаниях наиболее запомнившегося праздника, а также краткость в ответах. Молодые москвичи часто выражают не то, что они чувствовали в определенный момент, а описывают общую обстановку  праздника. Можно предположить, что молодых людей прежде всего интересует скорее развлекательная сторона праздника, а не его содержание.
   Таким образом, важным фактом данного исследования является то, что такое явление как праздник может оказаться очень информативным и ценным для изучения личности в целом и как частное, для изучения некоторых глубинных, мировоззренческих сторон человеческой души. Главным преимуществом использования праздника в качестве предмета [cenzored]иза является его позитивность и способность в некоторой степени «вернуть» человеку самого себя в лучших и искренних его проявлениях.

Список литературы
Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопр. психологии. 1976. №6. С. 45-53.
Воловикова М.И., Тихомирова С.В., Борисова А.М. Психология и праздник: Праздник в жизни человека. М.: ПерСэ, 2003.
Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991.
Зотова Т.Н. Русские календарные праздники в Западной Сибири (конец XIX –XX вв.). Омск, 2002.
Леонтьев Д.А. Мировоззрение // Человек: философско-энциклопедический словарь / под ред. И.Т.Фролова. М.: Наука, 2000.
Менчинская Н.А. Психологические условия формирования научного мировоззрения // Формирование научного мировоззрения учащихся. М., 1985.
Психология личности: новые исследования / Под ред. К.А. Абульхановой, А.В.Брушлинского, М.И. Воловиковой. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 1998.
Рашковский Е.Б. Православные праздники. М.: Эксмо, 2008.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. Т. 2.
Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997.
Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М.: Гардарики, 2007.
Фромм Э. Искусство любить. СПб.: Азбука, 2001.
Шангина И.И. Русские праздники. От святок до святок. СПб.: Азбука-классика, 2004.