Форум ОНУ

Гость


Автор Тема: ВОСПОМИНАНИЯ ОБ И.Г.БЕЛЯВСКОМ  (Прочитано 4737 раз)

Оффлайн Яремчук Оксана Васильевна

  • Абитуриент Форума
  • Сообщений: 12
  • Репутация 1
ВОСПОМИНАНИЯ ОБ И.Г.БЕЛЯВСКОМ
« Ответ #1 : 03 Февраль 2012, 19:17:57 »
УДК 159.923.2
Докторант ІСПП НАПН України
Доц.каф.соціальної та
прикладної психології ОНУ ім.І.І.Мечникова
Яремчук Оксана Василівна

Историческая психология Одесской школы: связь поколений
«Проблемы, которые дожидаются широкого развертывания историко-психологических исследований, разнообразны и очень важны. В их перечне – границы психической пластичности, темпы и возможности психических изменений, закономерности появления новых психических качеств, направление развития человеческого сознания», - так видел И.Г. Белявский перспективы развития Одесской школы исторической психологии. Кредо школы исторической психологии, основанной в 1980-х гг. позволяет осуществить связь поколений исследователей и преемственность идей в быстро изменяющемся постмодернистском контексте:
•   Четкое понимание места субъективного компонента в общественно-историческом и культурном процессах должно сочетаться с последовательной разработкой конкретной методологии психо-исторического исследования.
•   Психо-историческое теоретизирование не является произвольным. Оно опирается на данные смежных наук, учитывает закономерности общения исследователя с памятниками прошлого, исходит из мировоззренческих позиций ученого и особенностей главного инструмента в познании прошлого – его ума и личности.
•   Исследование личности в онтологическом пространстве истории предполагает, что действует не абстрактный человек, не его «социальная сущность», а конкретная неповторимая индивидуальность.
•   Историческая психология предоставляет теоретико-методологическую базу для решения исследовательских задач истории, относящихся к субъекту исторического процесса.
•   Культурологи и искусствоведы могут воспользоваться положениями исторической психологии в качестве психологических конкретизаций философских вопросов, относящихся к искусству. Кроме того, историческая психология предоставляет необходимое основание для создания психологической истории искусства. Как писал И.Г. Белявский, «значимость великих творцов искусства…в том, что в их художественной деятельности в наибольшей мере раскрываются сущностные силы эпохи, … что дает им возможность прокладывать дальнейшие пути истории, а следовательно и психики».
•   Искусство является достоверным свидетельством исторического времени, оно объективирует психическое развитие человечества. При интерпретации творений искусства необходимо исходить из его знаково-образной, символической и мифологической природы. Двойственная природа искусства позволяет задействовать его в качестве материала для исследований человеческой психики как на чувственном, так и на рефлексивном уровнях.
•   Искусство как культурная объективация психики является важнейшим основанием для психо-исторической реконструкции. В его декодировании основную роль играют процессы узнавания, психорезонанса, диалога с автором произведения, на их основе возникают рефлексии, эмоциональные переживания. Становится возможным порождение субъективных смыслов.
Для современной исторической мысли научный вклад И.Г. Белявского как ученого, наставника и организатора науки является ценным в нескольких содержательных аспектах,  которые обозначают созданные им:
•   Теоретико-методологические основы исторической психологии как науки, которая должна объединить в себе признаки и теоретической и эмпирической психологии, не абсолютизируя ни одной из них, что дает возможности постигать сущность человека в культуре в его исторической перспективе.
•   Система психологических знаний, изложенная в «Одесских, отнюдь не Тэвистокских лекциях», «Лекциях по исторической психологии», которая представляет авторское видение способов классификации и содержательного наполнения отдельных психических явлений и психики в целом.
•   Учение о развитии психолого-исторического сознания от древности до Нового времени.
•   Психо-исторические исследования мистических учений в новейшей истории психологической науки.
•   Подход к изучению искусства как психологического свидетельства времени посредством диалога.
Осуществляемый в связи с 85-летием со дня рождения основателя исторической психологи в Украине, И.Г. Белявского проект интернет-конференции «Познавательный и преобразовательный потенциал исторической психологи как науки» - это не только дань уважения современной психологической науки одному из вдохновенных ее творцов, не только презентация значительного наследия украинской и зарубежной психологии. Это взгляд в будущее, за горизонты нарождающейся обновленной психологической науки.

ВЫВОД. Научное наследие одесской школы исторической психологии И.Г.Белявского
В Одессе написаны  и подготовлены к изданию монографии и учебные пособия: "Развитие психолого-исторических представлений", "Историческая психология", "Исповедь пасынка века", «Мистические учения в новейшей истории психологической науки», «Одесские, отнюдь не Тэвистокские лекции», «Социальная перцепция» «Контраверсивная психология», «Лекции по исторической психологии». Под руководством И. Г. Белявского были организованы и проведены Рубинштейновские чтения, посвященные 100-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна.

Научное сотрудничество
Илья Григорьевич был членом специального совета по защите кандидатских и докторских диссертаций по психологии в Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко, поддерживал активные творческие связи с В.А. Роменцом, О.М. Лактионовым, С.Д. Максименко, В.Ф.Бурлачуком,  и другими известными украинскими психологами. Кроме того, Илья Григорьевич выступал оппонентом на защите многих украинских психологов, занимавшихся этнопсихологией, историей психологии и др., в частности учеников В.А.Роменца.

Под руководством И.Г.Белявского
   защищено ряд кандидатских диссертаций: И.И.Геллер «Категория переживания в психологии»;
   Н.В.Артюхина «Исследование жизнедеятельности личности в культурно-историческом пространстве (на примере творчества Й.Гете)»;
   О.В.Яремчук «Мифологический компонент ментальности личности: культурно-исторический подход»;
   С.Л.Чачко «Психологические детерминанты активности личности бывших узников фашистского плена - граждан Украины»;
   Н.В.Родина «Индивидуально-личностные особенности менеджеров среднего звена в кризисных ситуациях: психодинамический подход»,
   М.К.Кременчуцкая «Психологический [cenzored]из мыслительных процессов компьютерных пользователей» и др.

Весь этот научный потенциал стал основанием для дальнейшей разработки проблематики исторической психологии одесской школы.

1.   Белявский И.Г. Исповедь пасынка века. – Одесса: ОКФА, 1997. – 472с.
2.   Белявский И.Г. Историческая психология. – Одесса: Одесский государственный ун-т, 1991. – 250с.
3.   Белявский И.Г. Контраверсивная психология. – Одесса: Виктория, 2003. – 302с.
4.   Белявский И.Г. Лекции по исторической психологии. – Одесса: Астропринт, 2004. – 448с.
5.   Белявский И.Г. Мистически учения в новейшей истории психологической науки: Монография. – Одеса: Астропринт, 2002. – 424с.
6.   Белявский И.Г. Одесские, отнюдь не Тэвистокские лекции. – Одесса.: Астропринт, 2000. – 412с.
7.   Белявский И.Г. Основы психологии личности. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.ун-та, 1974. – 101с.
8.   Белявский И.Г. Развитие психолого-исторических представлений. – К.: УМК ВО при Минвузе УССР, 1988. – 72с.
9.   Белявский И.Г. Теоретико-методологические основы психолого-исторических исследований. – Автореф. дис. на соиск. степени докт. психол. наук по специальности 19.00.01 «Общая психология, история психологии. – Ростов-на-Дону, 1985. – 28с.
10.   Белявский И.Г., Шкуратов В.А. Проблемы исторической психологии. – Роств-на-Дону: Изд-во Рост.ун-та, 1982. – 223с.
11.   Білявський І.Г. Соціальна перцепція. – Одеса: Астропринт, 2000. – 116с.


ВОСПОМИНАНИЯ ОБ И.Г.БЕЛЯВСКОМ
Белявский Г.И., доктор технических наук профессор, зав.каф.высшей математики и исследований операций ПФУ Ростовского государственного университета

Мой отец

Родился мой отец в городе Киеве первого февраля 1927 года. Для моей бабушки папа был долгожданным ребенком, в котором она души не чаяла. Все свое время и силы, а она не работала до войны, бабушка отдавала своему сыну. Все, что касалось его здоровья и воспитания, исполнялось с особой тщательностью. Жили они в центре города, напротив Петровских аллей. У бабушки были многочисленные братья и сестры, которые относились к племяннику как к особенному мальчику, нужно сказать, что он этого вполне заслуживал. Дедушка работал главным бухгалтером крупного киевского треста, и семья ни в чем не нуждалась.
Все перевернула война. Дедушка отправился на фронт, а бабушка в эвакуацию сначала на Урал, а потом в город Ашхабад, ее туда забрал брат, работавший на киностудии Довженко художником. Дедушка погиб в конце 1942 года, и бабушка стала вдовой, а папа осиротел. Как все военные дети он рано стал самостоятельным. Детство закончилось для него в 14 лет.
В Киев бабушка с отцом вернулись сразу после освобождения города весной сорок четвертого. Отца призвали в армию и вскоре после ранения демобилизовали. В 1946 году он поступил в киевский университет, в котором изучал психологию под руководством Костюка и был одним из лучших его учеников. С 1951 года по 1957 он работал преподавателем психологии сначала в Конотопском, а затем в Житомирском педагогических институтах. В Житомирском педагогическом институте он начал научные исследования по психологии творчества. Опубликовал несколько работ, посвященных творчеству Ивана Франко, открыв в этом выдающемся писателе психолога.
Скорее всего, молодая горячность, или гордый стиль поведения заставили отца покинуть стены Житомирского пединститута, и с 1957 года началась его карьера чиновника в министерстве культуры Украины. Надо сказать, что за два года он добился серьезных результатов на этом поприще - отец стал куратором Черниговской области. Однако его призвание преподавателя и ученого не позволили ему продолжить работу в Министерстве культуры, и он, следуя своему призванию, отправился в далекий сибирский город Горно-Алтайск. Там он вновь обрел любимую работу. Мне сейчас трудно представить, как это покинуть уютный кабинет в центре Киева и отправится искать счастья в холодный сибирский городок. Надо отметить, что рядом (по сибирским масштабам) с этим провинциальным городком находился крупнейший в стране научный центр, город Новосибирск. К сожалению, моя память утратила имя психолога из новосибирского университета (на ум приходит фамилия Шаров), под руководством которого отец успешно проводил исследования в области эстетического восприятия. Эти исследования закончились защитой кандидатской диссертации по психологии в одном из крупнейших научных центров, в московском педагогическом институте. Защита была столь успешной, что отцу предложили издать диссертацию в виде монографии. С тех пор у него установились добрые отношения с московскими психологами. Защита происходила зимой 1965 года, и я помню, как мы с матерью сидели поздней зимней ночью на горно-алтайском телеграфе и ждали весточки от отца из Москвы. Я помню ощущение счастья, когда мы матерью узнали, что мой отец стал кандидатом психологических наук. Нужно заметить, что по сравнению с нашим временем, защиты диссертаций были редким событием, а кандидатов наук по психологии можно было пересчитать по пальцам.
В этот период Юрий Андреевич Жданов, собиравший Ростовский государственный университет по крупицам, благо на то у него были большие возможности, захотел, чтобы в Ростове возникла или скорее продолжилась психологическая традиция, восходящая к Варшавскому университету и непосредственно к ученице Зигмунда Фрейда Сабине Шпильрейн. Увидев отца на первом съезде психологов, он пригласил его в университет для возрождения психологической науки. Отца привлек масштаб новой работы, и он в 1967 году переехал из маленького сибирского городка в большой южный город. Вся наша семья всегда вспоминала Горно-Алтайск с особой теплотой, родители потому, что это была их молодость, а я, хотя бы потому, что в нашем дворе начиналась большая гора, и можно было целый день кататься на лыжах. В Ростове его ожидала сложная работа по организации психологического отделения. Многого не хватало для полноценной подготовки специалистов, однако помощь московских и ленинградских психологов, энтузиазм и работоспособность отца, оптимизм и поддержка Юрия Андреевича Жданова сделали, свое дело и в Ростовском университете начали выпускать психологов.
В ростовский период жизни научные интересы отца были весьма разнообразны, начиная от социальной психологии и заканчивая исторической психологией. Не оставлял он без своего внимания и любимую им психологию творчества, особенно в этой связи его интересовало творчество Достоевского. На филологическом факультете Ростовского университета было выполнено много работ, посвященных психологическому [cenzored]изу творчества гения русской литературы. Весьма плодотворно на его научном развитии сказалась его работа в Шленском университете, в Катовицах (1978-1982) , где он настолько адаптировался, что воспринимался польскими коллегами за своего, что часто приводило к анекдотическим ситуациям. Несмотря на принадлежность Польши в тот период к социалистическому лагерю, цензура в стране была значительно мягче, чем в Союзе, что позволило отцу приобщиться к мировой психологической культуре непосредственно, а не через критику с позиций марксистко-ленинской философии. Впоследствии приобретенный багаж знаний позволил отцу начать работу над проблемами исторической психологии. Первые публикации на эту тему появились в середине семидесятых годов прошлого века. Это были первые публикации в стране по исторической психологии. Исследования завершились монографией и докторской диссертацией, которую он защитил в институте психологии им. Д. Узнадзе грузинской академии наук. Было это в 1987 году, если мне не изменяет память.
Однажды мы с отцом поехали в Одессу к его брату. Город ему настолько понравился, что он захотел переехать, и в один из дней, возвращаясь с Отрады, он в пляжном одеянии отправился на прием к ректору университета Зелинскому, который сразу принял его на работу. Было это в 1989 году, с тех пор он трудился в Одесском университете и жил в вашем красивом городе, который очень любил.
Мой отец был славным ученым, светлым человеком и отличным отцом. Мне его очень не хватает. Спасибо за память о нем. Ваш Григорий Белявский.