Форум ОНУ

Гость


Автор Тема: Вступне слово  (Прочитано 6386 раз)

Оффлайн Вика_т

  • Moderator
  • Абитуриент Форума
  • *****
  • Сообщений: 20
  • Репутация 5
Re: Вступне слово
« Ответ #2 : 08 Февраль 2012, 12:38:24 »
2 лютого 2012 року в Одеському будинку вчених відбулося
Офіційне відкриття Міжнародної науково-практичної Інтернет - конференції
«ПІЗНАВАЛЬНИЙ ТА ПЕРЕТВОРЮВАЛЬНИЙ ПОТЕНЦІАЛ ІСТОРИЧНОЇ ПСИХОЛОГІЇ ЯК НАУКИ»,
присвяченій 85-річниці з дня народження видатного українського вченого, основоположника історичної психології в Україні Білявського І.Г.
Детальніше:
http://news.onu.edu.ua/ukr/news/single/495
http://news.onu.edu.ua/ukr/news/single/494
Фотоальбом:  https://picasaweb.google.com/vikatkaonu/sFpRJK

Організаційний комітет висловлює подяку присутнім гостям, організаторам та учасникам конференції.
Сподіваємося на подальшу взаємодію,

з повагою,
оргкоміітет
« Последнее редактирование: 25 Март 2012, 20:52:53 от Вика_т »

Оффлайн Вика_т

  • Moderator
  • Абитуриент Форума
  • *****
  • Сообщений: 20
  • Репутация 5
Вступне слово
« Ответ #1 : 15 Январь 2012, 19:33:23 »
Путь терний и славы – Илья Григорьевич Белявский: основоположник исторической психологии
Жизнь и Творчество. Историческая психология как судьба

Илья Григорьевич Белявский (1927-2004) родился 1 февраля 1927 г. в Киеве в дворянской семье. Отец его, Григорий Белявский, имел польское происхождение. Он вошел в творческую семью жены, Иды Зарецкой, принял ее обычаи, быт и традиции. В семье матери собирались известные в Киеве музыканты, артисты, певцы, художники. Образование И. Г. Белявского началось с посещения Фребелевськой группы, которую сменил детский сад работников искусств. Позже, он учился в школе для детей членов правительства. Он был очевидцем событий конца 30-х гг. К началу Великой Отечественной войны И. Г. Белявский успел закончить 7 классов, хорошо учился по всем предметам. Отец ушел на фронт и участвовал в обороне Киева. И. Г. Белявский эвакуировался с матерью из почти окруженного Киева. В эвакуации семья жила на Урале, в районе золотых приисков. Илья Григорьевич работал коногоном в старательской артели, чтобы получить купон на еду. Затем семья переехала в Ашхабад, где Илья Григорьевич начал работу в мастерской по выпуску "Окон ТАСС" (политического плаката). Учился в фабрично-заводском училище, по окончании которого работал в паровозном депо и одновременно учился в вечерней школе. С отличием окончил 9-й класс. В это время пришло сообщение о гибели отца под Лубнами в боях за освобождение Киева.
Сразу после освобождения Киева семья вернулась на Родину, но поселиться в родном доме не удалось, в нем жили чужие люди. По возрасту Илья Григорьевич не подлежал мобилизации, но желание бороться с врагом, отомстить за разрушение родного Киева и смерть отца, заставило его обратиться в военкомат с просьбой отправить его на фронт. По решению военных властей он был направлен в артиллерийское училище, и сразу же, после его окончания экстерном, успел принять участие в боевых действиях.
Вернувшись в Киев, И. Г. Белявский поступил на подготовительное отделение, которое было открыто для фронтовиков при строительном институте. Но продолжил обучение в педагогическом институте им. М. Горького (ныне М. П. Драгоманова) на педагогическом факультете, на котором в то время готовили руководящих работников народного образования, преподавателей педагогики и психологии для педучилищ. Слушал лекции Г. С Костюка, П. Р. Чаматы и других, которые навсегда привлекли его интерес к психологической науке. Под влиянием Г. С Костюка формировался его интерес к исследованию проблем духовности, происходило его становление как ученого.
И. Г. Белявский окончил институт в 1950 г. с отличием и рекомендацией в аспирантуру. Однако, в дальнейшем преподавал психологию в Конотопском учительском институте вплоть до 1952 г. Реорганизация высшей школы привела к расформированию учительских институтов. И. Г. Белявского перевели в Житомирский педагогический институт им. И. Я. Франко, где он увлеченно продолжил преподавать психологию. Здесь была напечатана его первая научная работа, посвященная психологическим взглядам Ивана Франко.
С 1957 по 1959 pp. И. Г. Белявский работал в Министерстве культуры Украины. Однако желание продолжать служение психологической науке привело его в сибирский город Горно-Алтайск в педагогический институт. Там он написал кандидатскую диссертацию "Эстетическое восприятие живописи старшими школьниками". Защита диссертации состоялась в 1964 г. в Московском педагогическом институте им. В. И. Ленина. Председательствовал на совете Н. Ф. Добрынин, А. В. Петровский был членом совета. Защита прошла успешно, а дисертацию рекомендовали в печать. В Алтайском крае Илья Григорьевич прожил 8 лет. Пройдя по конкурсу на вакантное место преподавателя психологии в Ростовский университет, И. Г. Белявский в 1967 г. переехал в Ростов-на-Дону.
Совмещая педагогическую деятельность с научной, Илья Григорьевич разработал методологические принципы нового для советской психологии направления исторической психологии. Здесь проявился его талант администратора и руководителя. Он организовал первую в истории Ростовского университета кафедру общей и социальной психологии, психологическое отделение при философском факультете.
В 1978 г. И. Г. Белявский переехал в Польшу. Преподавал психологию в университетах Катовице, Ягеллонском (Краков). Единственный из советских специалистов он преподавал на польском языке. Став свидетелем назревающих "польских событий", в 1982 г. вернулся в Ростов.
В 1985 г. в Институте психологии им. Д. Н. Узнадзе в Тбилиси состоялась защита докторской диссертации "Теоретико-методологические основы психолого-исторических исследований". Оппонентами на защите были профессор, заслуженный деятель науки РСФСР А. А. Бодалев, В. В. Давидович, О. И. Табидзе. После защиты И. Г. Белявскому было присвоена ученая степень доктора психологических наук. В этом же году он переехал в Одессу, приступил к педагогической деятельности в качестве профессора кафедры психологии Одесского государственного университета и стал заведующим кафедрой. Под его руководством защищено ряд кандидатских диссертаций.
В Одессе он написал и подготовил к изданию монографии и учебные пособия: «Развитие психолого-исторических представлений», «Историческая психология», «Исповедь пасынка века», «Мистические учения новейшей истории психологии», «Одесские, отнюдь не Тэвистокские лекции», «Социальная перцепция» «Контраверсивная психология», «Лекции по исторической психологии». Под руководством И. Г. Белявского были организованы и проведены Рубинштейновские чтения, посвященные 100-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна. Он участвовал во многих психологических съездах и конференциях.
По инициативе и при активном участии Ильи Григорьевича в ОНУ при механико-математическом факультете в 1992 г. открыли психологическое отделение, на котором он преподавал базовые психологические дисциплины, а также спецкурсы "Историко-культурные детерминанты психической деятельности", "Психология самосознания" и другие.
Перу И. Г. Белявского принадлежат более 150 печатных работ, 6 монографий, ряд учебных пособий. С 1998 г. он - академик Международной академии психологических наук (Санкт-Петербургское отделение). В данный момент, в Одесском национальном университете имени И.И. Мечникова продолжается традиция преподавания исторической психологии как учебной дисциплины.
Психологические воззрения
Путь к совершенству полон терний и славы,
терпения, мужества и личной смелости.
Но этот путь доступен каждому человеку,
решившему от пассивного ожидания жизненных
коллизий стремиться к радости и созиданию.
Б. Спиноза
Илья Григорьевич был солидарен с Б. Спинозой в мысли о том, что человек, как личность – это самодостаточная система, управляющая своей экзистенцией, в том числе познанием и поступками. Движет же человеком Желание и Стремление к Радости. Всем своим научным и жизненным путем И.Г. Белявский противостоит утверждениям о человеке как эпифеномене обстоятельств. Возможно, именно поэтому, он стал основоположником исторической психологии, охватив, таким образом, целый пласт междисциплинарных исследований.
Проблемы исторической психологии в отечественной психологической науке первой половины ХХ века рассматривались в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурии, Б.Д. Поршнева, В.А. Роменца и других. Проблематика культурно-исторической детерминации психики, которую разработал Л.С. Выготский, стала одним из оснований построения новой научной дисциплины – исторической психологии. В это же время в работах А.Р. Лурии сделана попытка эмпирического изучения исторического развития познавательных процессов. Становление человека в ходе антропогенеза и первых стадий исторического развития общества исследовал Б.Д. Поршнев. Однако, этих усилий оказалось недостаточно. И лишь в 1970-е годы критическая масса накопленных знаний способствовала возникновению исторической психологии как междисциплинарной отрасли. Идея систематической реконструкции психических процессов личности в истории, позволившая взглянуть на психологический облик поколений прошлого, фундаментально разработана в первой совместной монографии И.Г. Белявского и В.А. Шкуратова «Проблемы исторической психологии», вышедшей в 1982 году в издательстве Ростовского университета.
Книга И.Г. Белявского «Историческая психология» вышла в 1991 году небольшим тиражом в издательстве Одесского государственного университета имени И.И. Мечникова. Сегодня – через более чем 20 лет – после целого ряда увидевших свет трудов признанного корифея психологии, издание 1991-го года можно назвать книгой-предтечей яркой научной школы выдающегося украинского психолога И.Г. Белявского. Научная деятельность И.Г. Белявского стала существенным творческим стимулом для молодых ученых и коллег старшего поколения в открытии глубоких и плодотворных связей психологии и культуры. В последующей трилогии ученого «Исповедь пасынка века», 1997; «Одесские, отнюдь не Тэвистокские лекции», 2000; «Контраверсивная психология», 2003 четко и последовательно заявлено авторское видение путей развития современной психологической науки, включающей в свою орбиту новейшие открытия в гуманитаристике, артефакты, не являющиеся психологическими в традиционном понимании. В 2002 году Ильей Григорьевичем Белявским в Одессе было осуществлено эксклюзивное по своей проблематике издание «Мистические учения в новейшей истории психологической науки», которое ввело в область истории психологии темы мифологии и  мистицизма ХХ века.
Завершающим аккордом творческого пути выдающегося ученого и наставника стали «Лекции по исторической психологии» (2004).
В своих работах ученый предсказывал увеличение значимости гуманитарной составляющей психологической науки. Он писал: «Поведение человека можно исследовать при помощи классификаций, не утруждая себя поиском смысла. Увы, в этом направлении пошла вся психология после В.Вундта», являя собой, как считал И. Г. Белявский, ошибочный путь. «Сегодня пришел конец психологии в том виде, в котором она существует. Это совсем не означает, что она прекратит свой путь, длившийся около полутора сот лет, в одночасье… Скорее он будет существенно модифицирован».
В связи с этим И.Г. Белявский отмечал, что: «История науки – это история человеческого сообщества, следовательно, совокупный результат его замыслов и эмоциональных отношений; надежд и разочарований; периодов мирного существования и беспощадной борьбы, словом, всего того, что составляет психологическую историю человечества».
В своем творчестве И.Г. Белявский не раз уделял внимание личности и идеям Сократа. Этот факт является знаменательным. Темперамент И.Г. Белявского как человека и ученого был близок к сократическому. В интерпретации судьбы Сократа И.Г. Белявский подчеркивает, что «главным аргументом отказа от побега из тюрьмы для Сократа была невозможность предательства поверивших ему учеников и, возможно, провидческий взгляд в будущее. В конечном итоге он был оптимистом. Именно факт смерти Сократа начинает ретроспективный отсчет его психологических идей. Философии это не по силам». Круг научных интересов самого мэтра исторической психологии И.Г. Белявского был чрезвычайно широк и всеобъемлющ. Среди междисциплинарных проблем, которые он изучал, были в первую очередь те, которые касались психологии личности в культурно-историческом пространстве. Причем личность интересовала ученого во всех ее сущностных проявлениях: в особенностях мыслительной деятельности, восприятия, в том числе и эстетического, эмоциональной и волевой сфер и, конечно же, психологии поступка в качестве квинтэссенции главной науки о человеке.
Красной нитью в работах И.Г. Белявского проходит идея о том, что главным объектом исследования психолога может и должен быть «внутренний мир человека, в своих поступках созидающего историю и культуру». Согласно И.Г. Белявскому, это могут быть поступки-мысли. Ученый формулирует гипотезу о некой изначально направленной интуиции, которая, в конечном итоге, и определяет пути человеческого познания. «Психика – это результат и конденсат культуры, а психология в таком случае предстает в качестве философско-психологической культурологии». Безусловно, наряду с практической значимостью такого понимания психологии, исследование проблем исторической психологии имеет серьезное теоретическое значение.
Историческая психология: современное состояние
Историческая психология – новая бурно развивающаяся отрасль психологической науки, она занимает особое место в системе психологического знания и связана с разработкой ряда ключевых направлений современной психологии. Прежде всего, следует отметить, что историческая психология в качестве своего предмета исследует социально-историческое сознание и бессознательное как ту реальность, которая связывает человека с обществом, цивилизацией, историей в целом. Именно историческая психология ставит и отвечает на как никогда актуальные сейчас вопросы: как человек вписывается в историю, творя её, и как он сам определяется ею в своём психическом развитии.
Рассматривая человека в контексте истории как постоянно развивающегося и изменяющегося, историческая психология акцентирует внимание на историогенезе человечества. Тем самым, как считал В. Н. Дружинин, она в определенном смысле представляет собой область генетической психологии. С другой стороны, она не теряет из виду макроуровневые факторы и условия развития личности, общества, массовых явлений и, таким образом, позволяет осуществить связь времен путем диалога прошлого и настоящего. Особенность исторической психологии состоит в том, что она априорно предполагает в качестве своего объекта и исследует реального целостного человека, тем самым, по сути, реализуя принцип целостного подхода в психологии.
Эта наука открывает широкие возможности для изучения человека как активного, творческого субъекта, воплощающего свои психологические свойства в творениях искусства, философии, политике, науке, совершая тем самым поступки самопревзойдения. Следует отметить, что субъектно-поступковый подход, развиваемый в работах С.Л. Рубинштейна, А.В. Брушлинского, К.А. Абульхановой, В.А. Роменца, И.Г. Белявского, В.А. Татенко и др. в настоящее время определяется как наиболее перспективное направление развития психологической науки, и историческая психология стоит здесь на передовой научных поисков. Важно отметить, что наша наука отражает еще одну знаковую тенденцию. Именно исторической психологией делаются важные шаги к организации междисциплинарных исследований и, соответственно, к развитию комплексного подхода в психологии, реализация выдвинутой Б.Г. Ананьевым, программы интегративного человекознания. Развитие исторической психологии связано со стремлением к более полному освоению и использованию идеографических подходов и методов. Современное состояние исторической психологии как науки может быть констатировано целым рядом направлений, которые находятся на стыке психологии с историей, философией, социологией, политологией, культурологией, филологией и другими областями знаний. Об этом свидетельствуют направления, предложенные для обсуждения в рамках Интернет-конференции. Мы приглашаем всех заинтересованных коллег приобщиться к традиции исторической психологии И.Г. Белявского.
Осуществляемый в связи с 85-летием со дня рождения основателя исторической психологии в Украине И.Г. Белявского проект Интернет-конференции «Познавательный и преобразовательный потенциал исторической психологии как науки» - это не только дань уважения современной психологической науки одному из вдохновенных ее творцов, не только презентация значительного наследия украинской и зарубежной психологии. Это взгляд в будущее, за горизонты нарождающейся обновленной психологической науки.
Вашему вниманию представлены следующие направления работы Интернет-конференции:
1. Методология и методы исторической психологии.
2. Проблема человека как субъекта психической жизни: история вопроса и современность.
3. Индивидуальный и коллективный субъект исторического познания, опыта, поступка.
4. Коллективное мировоззрение сообщества как проблема исторической психологии.
5. Историческая психология: архетипы, мифы, ментальность, картина мира личности и сообщества в жизни и искусстве.
6. Фундаментальные и прикладные психо-исторические исследования в общей, социальной и этнической психологии.
7. Историческая психология как тренд истории психологии.
8. Ценностно-смысловые координаты самоосуществления личности в культурно-историческом пространстве.
9. Конструирующий ресурс исторической психологии в создании политической нации в условиях мультикультурализма.
10. Психология повседневности и праздника в традиционном и современном обществе.
11. Психо-историческая реконструкция ментальности личностей и сообществ.
12. Психология веры и религиозности в контексте исторической психологии.
 
Координатор проекта, докторант ИСПП НАПН Украины,
доцент кафедры социальной  и прикладной психологии ОНУ,
Оксана Васильевна Яремчук.
« Последнее редактирование: 01 Февраль 2012, 16:27:42 от Вика_т »